Сокровища на Мархлевского

Комментарии:
Николаевские хроники XX века.
Фамильные реликвии. Альбомы, письма, дневники, перстни, серьги… Шквал революции, ворвавшийся в Николаев в 1917 году, разрушил привычную жизнь, пагубным образом сказался на семейных коллекциях. Спасаясь от холода, люди жгли в печках книги из своих библиотек, рубили на дрова старинную дедовскую мебель. В лихие времена голода меняли на продукты различные ценности.
Уже закончилась гражданская война, а по городу все еще проводились облавы, шли обыски, и различные уполномоченные проявляли к фамильным реликвиям повышенный интерес. Вот, скажем, пачка писем, просмотрев которые представитель новой власти говорил:
- Числитесь вы, гражданин, рабочим завода. А в прошлом, оказывается, вы служили в лейб-гвардии уланском полку. И в письмах своих изливаете горячие чувства в адрес царской семьи. Выходит, что вы контра под маской слесаря.
Немало реликвий попадало под реквизиции. 17 апреля 1921 года николаевский ученый В. Рюмин писал в своем дневнике «У Волковых был длительный обыск, взяли ковер…».
Не дожидаясь реквизиций, многие несли предметы домашнего обихода на базар. Там можно было приобрести самые диковинные вещи. Рассказывали, что некая крестьянка купила бальные перчатки, которые затем торжественно надевала за обеденным столом, разливая борщ по тарелкам.
Другая селянка соблазнилась шляпой с перьями. В ней она красовалась в деревне, вызывая со всех сторон восхищенные взгляды. Вскоре моднице стали подражать, и многие крестьянки обзавелись подобными головными уборами. В результате пострадали деревенские петухи - их хвосты сильно поредели при выдергивании перьев, которыми украшали шляпы.
В николаевских особняках находилось немало драгоценностей. Их владельцы стремились уберечь свои сокровища. Так одна из дам, принадлежавшая к старинному дворянскому роду, сложила фамильное золото в железную коробку и отнесла ее в кладовку. После этого она успокоилась, посчитав, что ее ценности находятся в безопасности. Но квартировавшие в доме матросы нашли золото и похитили его.
При этом они произвели хитроумный маневр: подняли ночью стрельбу, бегали по дому, кричали, а утром объявили, что на дом неизвестными лицами было произведено нападение. Выходило, что неизвестные и похитили коробку с золотом, а доблестные матросы отбили нападение и обратили негодяев в бегство.
В других случаях ценности прятали более основательно. 3 октября 1925 года «Красный Николаев» рассказал, что в амбулатории на пересечении Московской и Мархлевского был обнаружен в стене несгораемый шкаф. А в нем - изделия из серебра.
Время шло, и все чаще владельцы фамильных сокровищ вынуждены были продавать их, чтобы поддержать свое существование. И все чаще драгоценности, блиставшие на дворянских балах, оседали на женщинах из нэпманской среды или украшали красоток рабоче-крестьянского происхождения…

Вячеслав КУЛАКОВ, краевед