Украинцы экономят на еде и одежде

Мы с вами, пытаясь выжать из своих тощих кошельков последнее, годовщину кризиса отметили еще осенью прошлого года.

А на днях итоги минувших кризисных 12 месяцев подвел и Госкомстат Украины, обнародовав весьма неутешительные цифры.
Сравнивая разные стороны социально-экономической жизни общества, падение показателей статистики зафиксировали практически везде. Когда свое меню ужимаешь лично (ну, не получится на этой неделе купить рыбу или фрукты, а привычный для семьи борщ приходится заменять гречневой или пшеничной кашей, заправленной в лучшем случае сливочным маслом, что тут поделаешь!), масштабов навалившейся проблемы можно и не разглядеть. А когда перед глазами - сухая госкомстатовская таблица, и ты представляешь, что за каждой из цифр - тысячи проблем обычных людей, становится не по себе.
Итак, что же мы имеем. Даже поверхностный взгляд позволяет определить главное - украинцы экономят в первую очередь на питании и одежде, по максимуму упрощая меню и донашивая то, что куплено раньше. Берем, к примеру, мясо, без которого не представляет семейного меню ни одна украинская хозяйка. Свежей говядины за 2009 год в абсолютных цифрах произвели 79,5 тысячи тонн, мороженой - 25,5 тысячи. Это около 70 процентов объемов, которые были в Украине в 2008 году. И причина не только в экономических проблемах сельского хозяйства, но и в значительной степени - в снижении потребительского спроса, отмечают эксперты-экономисты.
Со свининой, правда, ситуация получше, но ненамного: произведенные за прошлый год 97,6 тысячи тонн - это чуть больше 77 процентов от объемов предыдущего года. Упали и объемы производства колбасных изделий (80,7% по сравнению с 2008 г.), соков и нектаров (на 28%), молока (на 4,3%) и кисломолочных продуктов (на 7,2%), сахара (на 18,8%). Многие в это нелегкое время отказались от различных сладостей, конфет и шоколада, а посему производство последнего за год снизилось до 95% по сравнению с 12-ю месяцами 2008 года. Мы теперь меньше пьем коньяков, бренди и других крепких напитков, пива, ликеров и различных сладких наливок. Не утратила своих позиций разве что водка, которой в минувшем году по сравнению с позапрошлым выпустили несколько больше - 105 процентов. А нарастило мышцы производство подсолнечного масла - до 150%.
Украинцам, особенно тем, кто остался без работы, приходится ужимать бюджет как на питание, так и на одежду. А поскольку на многие вещи спрос оставляет желать лучшего, не было смысла не то что наращивать производство, но даже удерживать его на прежнем уровне. Да что там говорить, в прошлом году люди отказывали себе даже в новой паре носков - чулочно-носочных изделий наша промышленность выпустила
96 процентов от позапрошлогодних объемов. Турецкая пряжа - 64%, тканей - около 80%, но большая часть этого добра расположилась если не на полках магазинов, то на складах. В 2009-м стали меньше покупать костюмов (мужских выпустили всего 60% от объемов 2008-го), теплых свитеров, джемперов и жилеток (произведено 54%), женской верхней одежды (чуть больше 73%). Перепроизводство почти на 10%, по сравнению с позапрошлым годом, было лишь мужских пальто, плащей и курток.

Лариса Вышинская, журналистка