У Христа за пазухой-2

Игры-2016 в Рио-де-Жанейро глазами журналиста «Николаевских новостей»

Комментарии:

Олимпиада, которая впервые была проведена в Южной Америке

Читайте также У Христа за пазухой

Ох, карнавал!

Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро стали историей. А история эта началась в 2009 году, когда на конгрессе МОК в Копенгагене этому городу отдали право провести XXXI Летние Олимпийские игры. Он тогда победил серьезных конкурентов - Мадрид, Токио, Чикаго.
Игры-2016 изменили ход всего олимпийского движения. В какую сторону - время покажет. Но соревнования, впервые проведенные в Южной Америке, дали повод говорить о трещинах, образовавшихся в многовековом фундаменте олимпизма..
Рио и прежде пытался заполучить Олимпиаду - в 1936, 1940, 2004 и 2012 годах. Тогда воздержались от этой идеи. А сейчас никто не заметил, что в стране-хозяйке Игр не все так радужно. Чего стоит только красная карточка, показанная бразильскому президенту Дилме Русеф. Затем невесть откуда появился вирус Зика, отпугнувший множество выдающихся и не очень спортсменов. Удар под дых получили Игры-2016 от «допингеров», которых начали массово изобличать, вскрывая  баночки с  анализами, которые ждали своего часа еще со времен Пекинской олимпиады. Подлила масла в огонь тема участия в Олимпиадах спортсменов-профессионалов, расценивающих эти состязания, мягко говоря, как второразрядные. А криминальная составная, дурные запахи и сума-
сшествие цен в Рио перешло в «наследство» от еще одного бразильского спортивного карнавала - чемпионата мира 2014 года по футболу. Говорят, деньги не пахнут. Пахнут, да еще как!

У самолета оторвало крыло

Добирались на олимпийскую фиесту из Европы, кто как мог и у кого какие были финансовые возможности. Цены в августе просто зашкаливали. На сайтах по продаже авиабилетов в обыкновенном эконом-классе с одной пересадкой они пробивали отметку в сто тысяч гривен! Тогда как в любой другой период стоимость билетов была в три-четыре раза дешевле. Мой авиаперелет по маршруту Киев- Дубай - Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро занял почти сорок часов. Утомительным полет не назову, но треволнений было предостаточно.
В Дубае, городе, который почти наш дом родной, где много стюардесс, работниц аэропорта и «дьюти фри» разговаривают на русском и украинском, случилось ЧП. Через несколько минут после того, как наш Боинг 777 взял курс на Атлантику, в Дубае взорвался при посадке такой же авиалайнер. Это было утром, в пятидесятиградусную жару. Самолет прилетел из Индии, и у него оторвало крыло. Из-за этого крупнейший в Азии авиахаб был парализован на шесть часов. Отменены сорок рейсов. Был ли это
теракт или техническая неисправность самолета, в первых кратких сообщениях информагентств не сообщалось. К тому же, на борту нашего самолета исчез интернет, и о новостях из Дубая мы узнали уже за океаном.
Оказывается, у самолета отказало шасси, пилот посадил лайнер на хвост. Его так трухануло, что отвалилось крыло. Экипаж самолета и спасатели за минуту(!) эвакуировали трехсот пассажиров. Погиб один пожарный, полтора десятка человек получили ожоги и отравились угарным газом. Очевидцы уверяют, что если бы эвакуация затянулась хотя бы на минуту, жертв катастрофы было бы куда больше…
А наш лайнер мягко и благополучно приземлился в Сан-Паулу. Этот мегагород - место проведения матчей олимпийского турнира по футболу. Хотя в аэропорту и не пахло Олимпиадой. Она начиналась в Рио-де-Жанейро.

Подножка для Пеле

Рио можно представить без статуи Христа Искупителя, без карнавалов, кофе,  без пляжа Копакабана. Но нельзя представить Бразилию без Пеле. Я ждал с нетерпением церемониала открытия Игр на «Маракане», чтобы первым делом сфотографировать Пеле. Никто не сомневался, что именно Король футбола будет зажигать там огонь Олимпиады. Пеле здесь забил свой тысячный гол, он здесь становился Королем футбола. Но, увы. Трехкратный чемпион мира Пеле отсутствовал, как было сказано, по причине... болезни. В недоумении был не я один. Ведь накануне Олимпиады 75-летний Эдсон Арантес до Насименто в третий раз женился, он отыграл свадьбу с 42-летней японкой Марсия Сибель Аоики. А затем появились грустные новости, что знатный молодожен после марша Мендельсона передвигается с помощью трости из-за перенесенной операции на бедре.
Не знаю, кто поставил подножку кумиру миллионов? А может быть, причина в ином. Ведь Пеле-то играл за «Сантос», и на «Маракане» клепал голы в ворота «Фламенго», «Флуминенсе», «Ботафого» - клубов города Рио-де-Жанейро.
Как бы там ни было, но в итоге вместо Пеле огонь зажигал марафонец Вандерлей Кордейру ди Лима. Личность не слишком известная. Запомнился тем, что на Играх-2004 в Афинах ему наперерез на трассе выбежал какой-то святой отец в сутане. Бразилец сбился с ритма,  потерял драгоценное время, упустил победу, довольствовавшись «бронзой». Зато теперь вот такая компенсация - зажечь огонь Олимпиады!
Пеле так и не засветился, хотя и попал в фотообъектив с олимпийским факелом в руках. Зато на «Маракане» блистал кумир нынешней торсиды - Неймар. «Десятка» сборной и ее капитан сначала забил Германии в основное время в финальном матче турнира, а его гол в серии послематчевых пенальти сделал Бразилию олимпийским чемпионом, впервые в истории.

Сердце Рио - «Маракана»

У бразильцев о «Маракане» не слишком приятные воспоминания. В 1950 году здесь они проиграли в финальном турнире чемпионата мира уругвайцам - 1:2 - вся страна оплакивала этот результат. И вот 66 лет спустя еще один финал, на этот раз более приятный.
Главный футбольный храм Бразилии произвел двоякое впечатление. Это современный стадион на 73 тысячи зрителей. Его можно сравнивать с «Камп ноу», где играет «Барселона», или с «Уэмбли», где играет сборная Англии, или с НСК «Олимпийский» в Киеве.
 На «Маракану» надо было добираться часа два из Олимпийского парка. То водитель заплутает, то пробки, то очередь у входа. Лифт на «Маракане» поднимается до пятого этажа. С галерки стадиона игроки на поле - как спичечные головки. Смотреть футбол с этого стадиона комфортнее и безопаснее по телевизору.
От той клокочущей чаши «Мараканы», что прежде вмещала чуть ли не двести тысяч зрителей, о которой взахлеб писал еще Игорь Фесуненко в 70-х годах, мало что осталось. Стадион, который официально называют «Марио Фильо» в честь знаменитого бразильского журналиста, то и дело перестраивали. В его чаше исчезли стоячие места за воротами. Сами репортеры получили комфортные места для зрителей. Появился добротный пресс-центр. Но после всех перестроек стадион потерял сто тысяч зрителей и статус крупнейшего на земном шаре. И знаете, куда-то улетучилась романтика эпохи великих футболистов. Пеле, Гарринча, Диди, Джалма Сантос, Марио Загалло, Вава, Жаирзиньо, Ривелино...
Стадион особенно красив, если на него смотреть с горы Корковаду, где установлена статуя Христа Искупителя. Отсюда «Маракана» похожа на блестящий НЛО, приземлившийся на берегу океана. Рядом большие автострады, многоэтажки. Но их окружают плотным кольцом фавелы. А вот здесь уже тускло, неуютно, пугающе. В этих трущобах тесные и узенькие, как коридоры, улочки, повсюду такие себе наливайки, на корточках сидят накумаренные. В Рио и Николаеве они одинаковые и отличаются разве что цветом кожи...

Зеленая, зеленая вода

Николаевцев на Олимпиаде в Рио было немного. Семеро спортсменов, два тренера, судья, журналист...

(Печатается с продолжением)