У Христа за пазухой

Комментарии:

Олимпиада в Рио-де-Жанейро глазами журналиста «Николаевских новостей»

Я пробрался в часовенку внутри каменного Христа Искупителя сквозь толпу таких же, как и я, чужеземцев. Удивительно, но там было тихо и просторно. На стульчиках расположились несколько пожилых женщин, головы которых были покрыты темными косынками. Лишь одна картина Сына Божьего на каменной стене указывала, что это свято место. Я помолился за своих родных и за страну Бразилию, куда попал благодаря Олимпийским играм и откуда мне захотелось бежать как можно быстрее.

Рука Искупителя

Я вышел из обители Божьей и вновь окунулся в суету мирскую. На смотровом пятачке одного из Семи чудес света современности людей, как селедок в банке. Звучали речи на португальском, японском, английском, болгарском, немецком. У статуи одни укладывались наземь на специальные матрасики, чтобы объективы их фотоаппаратов захватили двадцатипятиметровый размах рук Искупителя. Другие - делали селфи на фоне исполинской главы. Третьи - просто, просочившись к парапету, любовались божественной панорамой города.
С высоты в семьсот метров Рио-де-Жанейро у тебя на ладони. Тут, у Христа за пазухой, впору подумать о вечном. Синие лагуны, словно спичечные головки парусники, блестящий диск «Мараканы» и необъятный океан. Сюда с коллегами добирались из Копакабаны на такой себе «маршрутке» с двумя пересадками за 56 реалов. Двумя днями раньше, когда город еще жил Олимпиадой, цена была 68 реалов - где-то на три доллара дороже.
Саnon все время в руках, шлейка на шее для перестраховки, в кармане жилета спрятан объектив. Щелкать затвором фотоаппарата и снимать на видео без опаски можно лишь у Христа Искупителя, коль вы добрались туда без проблем. Наверное, это единственное безопасное место во всем Рио. И во всем Рио - это единственное место, где обязательно надо побывать.

Все пропало

От этого вояжа к Искупителю у меня не осталось фотографий. Флэшки, жесткие диски, ноутбук, фотоаппарат - все досталось в Рио-де-Жанейро местным бандитам. Моя фотосумка с техникой почти на 12 тысяч долларов была украдена за пять минут до начала регистрации авиапассажиров в международном олимпийском аэропорту «Галеан». В пяти метрах у стойки приема багажа я не увидел, как местные иллюзионисты в какой-то момент стырили десятикилограммовый фоторюкзак с багажной тележки, от которой я не отходил буквально ни на шаг. У меня это была вторая кража за неделю.

Читайте также На пляже Копакабана ограбили и избили бельгийского дзюдоиста, призера Олимпиады

Где-где, а в аэропорту, который получил исключительное право встречать и провожать гостей Олимпиады, предполагался очаг безопасности. С виду оно так и было, куча полицейских плюс до зубов вооруженные автоматчики… Но это оказалось иллюзией. Только теперь я понял смысл слов на плакате «Добро пожаловать в ад!», которым встречал «Галеан» гостей «Олимпиады». Плакат-то изготовили сами полицейские, которым, оказывается, не платят жалованье…

Отрезанное ухо

Повествования о грабежах и разбоях на улицах Рио можно было услышать чуть ли не каждый день. Жуткий рассказ об отрезанном ухе журналиста облетел весь Международный олимпийский пресс-центр, где работали более трех с половиной тысяч репортеров и фотографов. Одному москвичу якобы наказывали избегать район трущоб. К советам он не прислушался. И в одной из фавел его карманы пытался обчистить мальчишка. Как только репортер схватил воришку за руку, на подмогу выскочила стая подростков с ножами. Журналиста ограбили, избили и вложили ему в руки отрезанное ухо. Потом это ухо пришили... Насколько эта история была правдивой, судить не буду. Но Игры-2016 были с криминальным оттенком - обворованных, ограбленных, просто униженных зрителей, гостей, журналистов - пруд пруди.
День в Рио начинался с неприятных новостей. Автобус, который возил журналистов на спортивные арены, был обстрелян по дороге к олимпийскому кластеру «Диадора». По счастливой случайности раскрошившееся стекло «Мерседеса» особого вреда не нанесло, лишь белорусскому коллеге немного посекло руку. Затем другой «медийный» автобус попал в перестрелку правоохранителей и местных бандитов, журналистам пришлось ехать лежа на полу...

Читайте также Российского пловца Коротышкина ограбили в Рио двое вооруженных разбойников

В тенте палатки для масс-медиа на территории, где состязались конники, остался след пули… Организаторы браво отчитались по этим случаям, мол, пуля была шальная, а разбили стекло в автобусе то ли из рогатки, то ли камнем…
В начале Игр-2016 в районе весьма зажиточного района Ипанема был ограблен репортер из австралийской «Дейли телеграф» Бретт Костелло. Троица ловкачей средь бела дня оставила его без фотоаппаратуры ценой в 40 тысяч долларов и фотожилета! Именно эта мышиного цвета номерная курточка вывела на след наглых злодеев. Надев ее, один из воров пробрался в пресс-центр. Там этого негодяя и заметил обворованный журналист и сдал правоохранителям.
- Но в Австралию я вернулся все же без фотоаппарата, - написал мне в Фейсбуке Костелло.

Проклятие вуду

В самом пресс-центре вскрыли арендованный сейф моего украинского коллеги Леонида Веселкова, белорусский журналист не нашел в своем металлическом ящике полсотни долларов. Затем у меня украли фотокамеру последней модели 1 DX Mark II, которую я брал в аренду у знаменитой компании Саnon, и редакционный объектив в придачу. И это все случилось в пресс-центре, окруженном двойным кольцом обороны, бессчетным количеством охранников, военных, секьюрити, куда мышь не проскочит… 67 тысяч полицейских, 20 тысяч военнослужащих, три тысячи морских пехотинцев, военные корабли, самолеты, бронетехника были призваны защитить, огородить, обезопасить...
А воровская братия продолжала ставить свои рекорды и удивляла ловкачеством: в российском доме болельщиков в помещении, где размещается сама охрана, украли три ноутбука и фотоаппарат. У репортера из Казахстана в кафе стащили ноутбук и фотоаппарат.
А как ловко надурили Ши Дунпена, в прошлом легкоатлета, а ныне тележурналиста! В отеле на него напал и повалил на пол с виду какой-то пьяный тип. Пока китайский товарищ давал отпор ему и чистил поврежденный костюм, сообщник «пьяницы» вынес всю его видеоаппаратуру… Новостей о подобных гнусностях было, пожалуй, больше, чем информации об олимпийских рекордах.
Одни списывают это на бедность бразильцев и богатые криминальные традиции. Другие - на проклятое место, где соорудили громадный пресс-центр. Ведь прежде там было... кладбище рабов из Африки. Накануне Игр их потомки - киломбо - развернули протестную кампанию, мол, негоже гневить дух предков, поклонявшихся вуду. Как бы чего не вышло…

С ножом на министра, пистолет под ребро чемпиону

Министр образования Португалии Тьягу Брандау Родригеш средь бела дня был ограблен на гребном канале. Этому почетному гостю Игр бандит приставил нож и забрал все ценные вещи. Правда, в данном случае полиция нашла преступника по «горячим следам». Но это исключение из правил. Вот в Николаеве наряд полицейских отказался урезонить пьяных мажоров. В Рио местные «копы» думаете другие?
Эстонских журналистов из портала «Делфи» грабили под дулом пистолета. Они проследили за преступниками и указали полицейским дом, куда те зашли. Так вот стражи правопорядка даже отказались туда нос совать, мол, в этой фавеле очень опасно…
На авто Оргкомитета Игр-2016, в которой ехала делегация Черногории, напали ушлые бандиты. Они спровоцировали ДТП на трассе. Автомобиль с олимпийскими кольцами остановился, и тут как тут оказались люди с ножами. Они отобрали все, что было у черногорцев, сели в эту олимпийскую машину и укатили.
Ну, а случай с бельгийским дзюдоистом Дирком ван Тихелтом буквально взорвал все олимпийское сообщество. После завоевания бронзовой награды он с друзьями по команде отправился на пляж Копакабану. Там ему местные разбойники поставили огромный фингал под глазом, отобрали телефон и едва не оставили без медали.
Трехкратный чемпион мира российский пловец Евгений Коротышкин не стал сопротивляться людям с холодным и огнестрельным оружием за пазухой. «Всем привет. Этот пост не о спорте, а о том, куда его занесло. Сегодня по дороге в ресторан Astor на обед, в районе пляжа Ипанема, я был ограблен двумя неизвестными с оружием. Спешу сообщить, что со мной все хорошо. Разошлись полюбовно. Я им все из карманов взамен на захватывающую историю для потомства. Не дорого. Но волнительно, - написал этот спортсмен. - События развивались стремительно. Подошел человек с зонтиком, приставил пистолет под ребро, потребовал отдать все вещи из кармана, я заметил второго сзади на велосипеде…»

Правнуки Капитанов песка, внуки Генералов песчаных карьеров

Пересказывать криминальную хронику олимпийского Рио можно часами. Пусть это безобразие останется на совести Оргкомитета Игр-2016, которому можно поставить твердый кол за работу. Причем, его руководители даже извиниться за такие вот «комфортные» условия работы журналистов со всего мира не удосужились. Наверняка, у них в голове стандартный ответ, мол, так вы знали, куда едете! Понятно, что Рио считают неофициальной столицей криминального мира. В конце 70-х годов город отобрал этот титул у Чикаго, число имущественных преступлений за год тут исчисляется десятками тысяч, убивают тысячами, город кишит молодыми и наглыми нюхачами крэка. Сюжет старого и любимого многими фильма «Генералы песчаных карьеров» о подростковых бандах по мотивам романа Жоржи Амаду, написанного почти 80 лет назад, и сейчас актуален. По улицам до сих пор ходят его повзрослевшие Капитаны песка. Город блеска и нищеты, любви и благородства.
Популярность Рио как туристической Мекки Южной Америки не снижается. И когда МОК в 2009 году принимал решение отдать Бразилии XXXI Летние Олимпийские игры, наверняка, все держали в уме эту старую проблему. И уж точно предполагали, что Олимпиада даст еще один толчок динамично развивающейся экономике, поможет уничтожить эту раковую опухоль.
Бразилия - страна из G20, а Рио - это не только фавелы, в которых ютятся нищие и озлобленные на весь белый свет. Это мегаполис с 12 миллионами жителей. И отнюдь не страна диких обезьян. Это шикарные отели, белоснежные пляжи, ухоженные автодороги, многоэтажные жилые дома, супермаркеты, в большинстве своем приветливые и доброжелательные люди.
А район Барра да Тужука, где разместились Олимпийская деревня и Олимпийский парк со спортивными аренами, это вообще Майами по-бразильски. Там, на берегу Атлантики, цена недвижимости колеблется в пределах
3,5 тысячи долларов за квадратный метр. Там великолепная транспортная развязка, курсирует общественный транспорт.

На свою седьмую Олимпиаду за тридевять земель я отправился не для того, чтобы писать о криминальных событиях и беспомощных организаторах. Но так уж получилось, что они повлияли на всю спортивную составную…

(Печатается с продолжением...)