Между Пуническими и Звездными войнами-2

Комментарии:
Необычное пари предложили корреспонденту «Николаевских новостей»: промчаться по дорогам Туниса за десять дней
(Продолжение. Начало в №11)
Группе украинских журналистов предложили поучаствовать в необычном марафоне. Приземлившись на легендарном острове Джерба, за десять дней надо было исколесить всю страну от севера до юга. И за это время надлежало в Сахаре прокатиться верхом на дромадере, стать на пару часиков командором ралли экипажей «Лендкрузера». Затем - проверить, не занесло ли песками место, где создавались «Звездные войны». Не затеряться в Атласских горах, искупнуться в Средиземном море, выведать секреты талассотерапии, понежиться в хамаме, взять интервью у заместителя министра. К тому же надо было запечатлеть на фото сохранившиеся колонны древнего Карфагена и ощутить себя гладиатором на арене колизея в Эль-Джеме перед схваткой с разъяренными зверями... Задача, от которой дух захватывало. И сейчас, вернувшись в Украину из этой командировки, по-иному воспринимаешь этот удивительный континент.
Фата моргана
- Ну, держитесь, - бойко произнес Зиан, водитель «Лендкрузера», усаживая семерых украинских журналистов в свой белоснежный джип. Предстоит марш-бросок по пустынному бездорожью, к культовым местам. Туда, где развивались сюжеты «Звездных войн» и «Индианы Джонса», придуманные столпами Голливуда Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом. Фильм о затерянной планете создали еще в 90-х годах, а вот инопланетные декорации решили сохранить. Так эта съемочная площадка осталась по сей день, неожиданно став местом массового паломничества.
И вот пристегнуты ремни безопасности, наизготовку видеокамеры и фотоаппараты. Джип, хранящий под своим капотом двести восемьдесят лошадиных сил, плавно тронулся с места. Пока колеса внедорожника тихо-тихо шуршали по асфальту, Зиан рассказывал о своей страсти к автомобилям, показал фотки, где он стоит в обнимку со знаменитым португальским гонщиком Карлосом Суозой, посокрушался, что в этом году отменили «Дакар». Ведь прежде знаменитое ралли проходило и по тунисскому бездорожью, и именно в этих краях…
Впереди замаячили дюны. Для нас начался свой Дакар. Пригодился опыт езды в битком набитых маршрутках по николаевским колдобинам. Прошел обильный дождь, и из-под колес разлетаются комья грязи. Только на скорости мы преодолеваем, казалось бы, пустяковую лужицу, ведь можно и застрять. Почва обманчива и коварна. Но Зиану штурман не нужен, знает эти чертовы места и без навигации. Его джип петляет, словно по серпантину. Из семи внедорожников мы ушли на старт последними, а сейчас он ловко обошел всех наших конкурентов, в том числе и командорский «Ниссан» - мы рулим первыми к цели! К городу, которого нет на карте…
Исчезла и скудная растительность, и топи, мы уже движемся по барханам. Наш «Лендкрузер» тут как рыба в воде. Вмиг взлетает на вершину десятиметровой дюны и, покорив ее, под ахи и охи коллежанок с блокнотами на коленках, спускается по гребню.
Вдали показался оазис. Вода, море?.. Мгновением спустя, догадался, это мираж. Неужели и город - тоже иллюзия. Да нет! Мы у цели. Вот она, планета Татуин. Все, как в фильме. Только можно самому прикоснуться рукой, пощупать. Это следы иного мира, это здесь рыцари-джедаи чинили свой космический корабль, где-то здесь ходил Эйнекин Скайуокер... В каких тысячелетиях это было?
Булава для заместителя министра
Поездка по знаковым местам Туниса - словно учебник истории. Ведь это мы изучали в школе, а это видели в голливудском кино, а об этом написано в романе классика. Вот уже десять лет украинско-тунисская группа «Оазис» готовит визиты на север Африки, причем, помогает не только познать новую страну, но и дает возможность организациям, представителям бизнеса наладить партнерские отношения.
Генеральный директор господин Рафик Кайсси пригласил репортеров из Украинского журналистского фонда в гости в свою страну. И таких поездок становится все больше. «Журналисты преодолевают границы» - тема пришлась по душе и в министерстве туризма Туниса.
Заместитель министра господин Афиф Меферзи пожертвовал дополнительным временем для общения с журналистами. Брифинг перерос в пресс-конференцию, а она затянулась на пару часов. Ведь многие, кто был в Тунисе пять-десять лет назад, подметили разительные перемены.
Именно это государство Магриба в Европе считают «своим». Мало того, с недавних пор в коридорах Евросоюза самые смелые умы стали говорить о Тунисе как о державе, которую в обозримом будущем могут увидеть среди членов... ЕС.
Экономика страны - это не только самые вкусные в мире маслины и финики. Кроме сельского хозяйства, в частности, мелиорации, развивается и промышленность. Светское государство мусульманского мира так выстроило отношения в разных векторах, что сюда пошли инвесторы.
В министерстве туризма радует, как уверенно развивается украинское направление. Причем, число гостей за год уже достигло двух десятков тысяч. Сама встреча в министерстве завершилась коллективным фото на память, господин заместитель министра с восторгом рассматривал булаву - скромный презент украинских репортеров. А в наших блокнотах появились новые адреса и новые темы.
Сейчас в арабском мире обсуждают грандиозный проект в 14 миллиардов долларов по строительству в столице Туниса «Города будущего». Совместно с бизнесменами ОАЭ, правительство намерено на месте солончака за 15 лет создать центр финансовой и деловой активности, воздвигнуть сеть суперотелей, а еще построить крупнейший в мире спортивный комплекс со стадионами и тренировочными базами. Об этом увлеченно говорил Ферид Петни, директор департамента маркетинга и коммуникаций министерства туризма. Этому я то как раз и не удивился, учитывая давнюю страсть тунисцев к спорту и футболу в частности.
Когда мы гостили в Суссе, весь город ночью не спал, там переживали за клуб «Этуаль Сахель», игравший матч на клубном чемпионате мира в Японии. А утром местные фаны разъезжали на авто и дудели в дудки! Радовался победе и я. А как же: ведь в тунисской команде есть и николаевская частица: в начале 90-х годов ее возглавлял наш знаменитый, но, увы, уже покойный тренер Евгений Мефодьевич Кучеревский.
Карфаген разрушили, Карфаген восстановили
Проклятие Карфагена длилось не одну эпоху. О его величии напоминали лишь исторические хроники, да покореженные и скинутые наземь мраморные колонны. «Карфаген должен быть разрушен!» - вещал римский сенатор Катон после окончания Пунических войн.
«Карфаген должен быть сохранен!», - спустя два тысячелетия ответил генсек Лиги арабских государств Шедли Клиби. Так оно и случилось.
Кто только не сидел на шее у наследников Ганнибала! Турки, мавры, флибустьеры… В конце концов, избавившись в 1956 году от унизительного статуса протектората, из французского захолустья Тунис превратился в независимую державу. А дух Карфагена доселе витает над всем Тунисом.
Я стою на развалинах древнего города. И, кажется, вот где-то рядом протопали боевые слоны, пролетели колесницы, воины Сципиона вершили страшный суд над побежденными… Может, это и банально звучит, но тунисцы должны были обидеться на весь мир, а они, наоборот, сохранили терпимость и толерантность по отношению к бывшим недругам и иноверцам. Даже после «развода» с Парижем остались ровные и уважительные отношения со своими «колониалистами». В приграничных странах - политические катаклизмы, взрывы и конфликты. А здесь, кажется, тишь да благодать. В Тунисе все спокойно...
Мы ездили смотреть на ночные мечети Кейруана, четвертой по значимости святыни мусульманского мира. Десятки тысяч прочан ежегодно делают сюда хадж. Но наш переводчик и гид Аладдин напоминал, что у христиан и иудеев на севере Африки также есть своя духовная крепость.
В столице государства на центральной улице - католический костел, на острове Джерба действует одна из самых почитаемых синагог в странах арабского мира - Гриба. На столичном бульваре Мохаммеда V в тени раскидистых пальм - православный храм. Церковь Воскресения Христова. Зашли и сюда. Пока отец Дмитрий правил службу, мы поставили свечки во здравие хранителей христианской веры в далекой Африке и за упокой нашедших здесь свою последнюю обитель.
Много здесь дивных икон. Вот лик Святого Николая, покровителя путешественников. Есть иконы, которые имеют прямое отношение к нашему корабельному краю - прежде они находились на крейсере «Кагул», построенном в 1902 году на николаевской верфи.
В церкви хранят память о русских эмигрантах, которые сражались в годы второй мировой войны во французском Сопротивлении, а также о советских военнопленных, которые прокладывали дорогу вдоль высохшего соленого озера на границе с Алжиром и горбатились в каменоломнях Атласских гор…
В погоне за «Красной ящерицей»
По Тунису мы перемещались несколькими видами транспорта. Лайнер Аirbus А-320 надежной и очень уважаемой на африканском континенте авиакомпании Nouvelair без задержек и проволочек готов доставить сюда пассажиров хоть с края света. Комфорт и безопасность - заповедь этого авиаперевозчика. На качество японских внедорожников сетовать в Сахаре не приходится. Приловчились мы и к езде на дромадере. На этих одногорбых верблюдах барражировали с добрый час по околице городка Дуз, неофициальных ворот Сахары. Там и встретил наш журналистский караван закат утомленного декабрьского солнца.
А самой лирической поездкой стало путешествие в экспрессе XIX века - «Красной ящерице». Когда-то давно эдакий паровозик из Ромашково по узкоколейке возил людей на рудники в Атласские горы, где добывали фосфат. СВ были и в те годы: кто сидел на диванах, драпированных красным плюшем и кожей, а кто - на деревянных лавочках, ну прямо, как сейчас в наших не всегда опрятных электричках. Из окон разукрашенного экспресса любо-дорого созерцать фантастические виды каньона. Так и ждешь, что сейчас появится Индиана Джонс, искатель затерянного во времени священного Ковчега. Или злобные бедуины на арабских скакунах начнут пальбу по экспрессу. А «Красная ящерица» ловко уходит от погони, изворачиваясь и исчезая в черном отверстии горного тоннеля. Кромешная темнота, только стук колес, и только белая полоска света в конце дороги… Путешествие в сказку завершалось.

«Николаевские новости» благодарят министерство туризма Туниса, украинско-тунисскую группу «Оазис», Украинский журналистский фонд, авиакомпанию Nouvelair за помощь в подготовке этого репортажа.