Соседи, называвшие себя братьями по вере, с оружием в руках пришли в Украину, – митрополит Вознесенский и Первомайским Алексий

Интервью с митрополитом Вознесенским и Первомайским Алексием (Шпаковым) о жизни Вознесенской епархии и УПЦ во время войны.

– Владыко , поздравляю Вас! С первых дней военного вторжения российской федерации на территорию нашего суверенного государства Украинская Православная Церковь, в лице ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, выразила свое отношение к войне. Насколько я помню, Митрополит Онуфрий стал первым из религиозных деятелей Украины, резко осудившего войну, назвав ее «каиновым грехом». Ваша епархия – одна из тех, кто непосредственно почувствовал на себе ужасы войны. Расскажите, пожалуйста, как верующие отреагировали на все, что происходило в первые дни войны и какая ситуация сейчас?

• Добрый день вам. Конечно, мы все были в шоке от того, что наши соседи, называвшие себя нашими единоверцами и братьями по вере, с оружием в руках пришли на нашу землю. Рационального объяснения всему происходящему нет. Создается такое впечатление, что в какой-то момент огромный народ, имеющий довольно много общего с нами, украинцами, потерял благоразумие, забыл о своих корнях и решил просто уничтожить его. Это безумие, уже однозначно повлиявшее наши отношения, и безусловно будет иметь дальнейшие негативные последствия. Недавно я где-то прочитал мнение одного нашего современника, который отметил, что «между нами уже протекала огромная река крови». Это очень больно осознавать.

Отмечу, что наша Вознесенская епархия находится достаточно близко к линии фронта, а в первые дни войны мы стали непосредственными свидетелями ожесточенных боев. Увидев своими глазами все то зло и смерть, которые несет в себе война, верующие люди ждали четкой реакции от Предстоятеля Русской Православной Церкви патриарха Кирилла. Наши верующие, затаив дыхание, ждали, что же скажет патриарх. Ждали с большой надеждой.

• Почему ждали? Что мог сделать патриарх Кирилл?

• Ну, во-первых, патриарх Кирилл является Предстоятелем самой большой в православном мире церкви, храмы которой находятся в десятках стран на земном шаре, не говоря уже о пространствах российской федерации. До недавнего времени мы преподносили его имя на богослужениях как в нашей епархии, так и во всей Украинской Православной Церкви. Согласно богослужебной формуле, мы называли патриарха не только «великим хозяином», но и «отцом», потому и ожидали от него отцовского слова. Верующие надеялись на слова поддержки, ожидали, что патриарх осудит войну и попытается остановить путина. Однако этого не произошло.

Во-вторых, Церковь всегда имела не только право, но и обязанность так называемого «печаливания». Эта обязанность выражается в том, что Церковь выступает в качестве заступника за страждущих перед лицом власти, агрессора и так далее. Например, в древности существовало «право на убежище» или «право на защиту», согласно которому духовенство защищало всех тех (даже преступников), кто обращался за помощью и искал спасения своей жизни в христианских храмах. Того, кто нарушал это право и презирал Церковь, анафематствовали (отлучали от Церкви), не считая больше христианином. То есть, «право на защиту» – это священная обязанность Церкви, поэтому тысячи наших верующих ожидали, что патриарх им воспользуется и скажет свое веское слово в защиту простых людей, которые месяцами сидели в подвалах без воды и пищи под бесконечными обстрелами, которые погибали под время ужасающих бомбардировок.

• И когда патриарх промолчал, какова была реакция верующих?

• Эту реакцию можно определить одним словом – боль. Людям было просто больно, некоторые даже эмоционально возмущались, таких я лично пытался успокаивать, напоминал, что православный христианин не должен подвергаться осуждению, а оставлять все на усмотрение и волю Божию. Я до сих пор призываю свою паству к тому, чтобы мы больше молились, а все меньше подвергались эмоциям, хотя в условиях войны это очень трудно людям вместить в свои сердца. Для этого нужно иметь крепкую веру и упование только на Бога.

Результатом молчания патриарха стало то, что фактически все приходы нашей епархии обратились ко мне с просьбой прекратить поминовение его имени во время богослужений.

Хочу подчеркнуть, что это было желание простых верующих людей и священников, так сказать «движение снизу», инициированное людьми исключительно из церковной среды. Если бы на меня давили извне, то я бы никогда не подвергся такому давлению. Я хочу это подчеркнуть, особенно для тех, кто не понимает до конца ситуации в нашей Церкви и где-то издалека городит всякую чепуху.

Поэтому в начале марта 2022 года Епархиальный совет Вознесенской епархии принял решение прекратить поминовение имени патриарха Кирилла на всех богослужениях в пределах Вознесенской епархии. Такие же решения почти одновременно появились в большинстве епархий нашей Церкви.

• То есть этот поступок духовенства и верующих Вашей епархии был продиктован не страхом захватов храмов со стороны ПЦУ, а именно той позицией относительно войны, которую продемонстрировал патриарх Кирилл?

• Нам вообще некого и чего бояться, кроме Бога. Представителей ПЦУв нашей епархии очень мало, поэтому особой активности с их стороны вообще не наблюдается. Мы руководствовались исключительно собственной совестью каждого и нашей общей епархиальной позицией в целом.

• Выходит, что Собор УПЦ в Феофании только подтвердил правильность вашей позиции?

• Дело в том, что Соборные решения Феофании были приняты полнотой всей нашей Церкви. Следует вспомнить, что при обсуждении вопросов, связанных с каноническим статусом УПЦ, возникла определенная дискуссия, высказывались разные мнения. И это естественно, поскольку именно в обсуждениях формируется и кристаллизуется соборная позиция всей Церкви. Абсолютное большинство участников Собора твердо поддерживали внесение изменений в Устав УПЦ, выступали за прекращение поминовения имени патриарха Кирилла на богослужениях, за выход Предстоятеля УПЦ из состава Синода РПЦ. Но были и такие участники Собора, кто выступал против этих решений. Сторонников того, чтобы все осталось «по старинке» было значительно меньше, но они были, об этом нужно говорить честно. И их мнение было услышано большинством, его не пренебрегли, с ним считались. Конечно, все волновались в тот день, потому что он был историческим для всей Церкви, но впоследствии в общении со своими собратьями архиереями мне не раз приходилось слышать подтверждение того, что Дух Святой руководил всеми нами.

Здесь хочу особое внимание обратить на то, что факт дискуссии и ее возможность вообще подчеркивает соборный характер Церкви. Иными словами, в нашей Церкви судьбоносные решения принимаются не одним человеком – Предстоятелем, а вместе всеми – епископатом, духовенством и мирянами. И это очень важно, потому что именно так и проявляется соборность Церкви, которую мы каждый раз исповедуем в Символе веры.

• А разве в РПЦ все происходит не так ли?

• Я не могу говорить о РПЦ, потому что я архиерей УПЦ, а мои утверждения могут не соответствовать действительности. За нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия могу утвердительно свидетельствовать – это человек Божий, смиренный служитель алтаря Господня. В качестве Предстоятеля, он самоотверженно служит Богу и Церкви, выполняя свои обязанности согласно Евангельским словам: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мф. 20, 25). Он не властвует в Церкви, а всегда сам подчеркивает, что есть один Владыка и Господь – Иисус Христос Спаситель мира. Блаженнейший постоянно во всем ищет волю Божию, и в повседневных делах, и тем более в судьбоносных решениях всей Церкви. Христос – центр и смысл его жизни. Митрополит Онуфрий следует за Христом и ведет всех нас за Ним.

– Сейчас мне подумалось, что с таким подходом к жизни каждому верующему человеку легче переносить все ужасы войны. Не так ли?

• Вот видите, правильное мнение Вас посетило (улыбается). Вообще верующий человек ежедневно молится и пытается жить с Богом. Обижать ее – значит оскорбить Бога, потому что за верующих заступается Сам Господь. Приведу такой пример.

В Ветхом Завете, в 14-й главе книги Бытия, мы читаем историю об Эламском царе Кедорлаомере, современнике патриархе Аврааме. В союзе с тремя другими царями Востока, он выступил, чтобы наказать города, отказавшиеся признавать его власть. Очень быстро Кедорлаомер уничтожил племя Зузим, победил амалекитян и амореев, разрушил Содом.

Однако затем он допустил роковую ошибку, пленив Лота, племянника Авраама. Что же произошло дальше? Авраам взял всего триста восемнадцать своих рабов и разгромил Кедорлаомера и царей, которые были с ним. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место Священного Писания, говорит, что Авраам поразил врагов не телесной силой, а верой в Бога. «Праведник постоянно становится более и более славным, и каждый раз всем показывает Божье заботу о нем», – говорит святой Златоуст. И с этими словами сложно не согласиться.

А в другом месте Евангелия сказано, что всякий, берущий меч в руки, от него же и погибнет. Это слова Священного Писания, неизменные до конца света. Господь всегда стыдится тех, кто идет против Его воли и Святой Церкви. Времена меняются, а люди – нет. Как было две-три тысячи лет назад, так есть и сегодня. Здесь можно упомянуть не только о Ветхом Завете и истории древней Церкви, но и о гонениях на верующих и Церкви во времена советской власти или при президентстве Порошенко. Церковь стоит до сих пор, а Ее гонители – где они сейчас?

Мы выстоим и победим только тогда, когда искореним злобу и ненависть в своих сердцах, а заселим в них любовь и сострадание ко всем, кого коснулась страшная трагедия наших дней. И не нужно забывать, что каждый из нас ответит за все причиненное не только перед судом истории, но, что самое главное, и перед Судом Божьим.