120 лет назад по Николаеву ездил всего один автомобиль

Комментарии:

В 1902 году в городе Николаеве был всего один автомобиль.

Как рассказывал краевед Вячеслав Чунихин, этот первый автомобиль, появившийся на улицах Николаева, причинял прохожим немало беспокойства. Он не имел звукового сигнала, и о его передвижении извещал зычный голос шофера. Очень часто пешеходы не успевали сориентироваться и в панике бросались бежать от внезапно вылетевшего из-за угла авто.

Панически реагировали на появление мотора гуси, куры, свиньи, которые вольготно разгуливали по улицам Николаева.

- Представляете, вчера меня чуть не задавила эта адская машина. Я побежал, а навстречу мне – господин статский советник. Так я сшиб его с ног, и, падая, мы разбили в магазине витрину.

- Какой ужас! А у меня этот мотор задавил индюка.

4 апреля 1902 года газета «Южная Россия» сообщала, что в Николаеве с этим автомобилем произошло несчастье. Машина стояла в гараже по улице Инженерной. Здесь вспыхнул пожар, в результате которого автомобиль был поврежден.

А первая гонка моторов тоже связана с корабельной столицей. Состоялась она 8 сентября 1907 года по маршруту Николаев-Одесса длиной в 123 версты.

Этот пробег, длившийся 13 часов, не обошелся без жертв – в сотне метров перед финишем погибли две дворняги, бросившиеся под колеса De Dion-Bouton гонщика Суручана. Всего стартовали 13 экипажей и четверо участников на «мотоциклетах». Известно, что эта гонка следовала мимо «сада Бишлер», находившегося на территории нынешней Варваровки.

А 28 июня 1911 года «Николаевская газета» сообщила об автопробеге Одесса-Николаев, в котором приняли участие уже 19 машин. Он был организован для популяризации автомобильного спорта. Среди николаевцев акция вызвала большой резонанс:

- Представляете, участники пробега выехали из Одессы со скоростью 30 верст в час. А подъезжая к Николаеву, колонна развила скорость в 60 верст.

- Говорят, что в пробеге участвуют столичные журналисты.

- Да-да. Будем надеяться, что они напишут немало лестного о пробеге.

...Шло время, автоспорт становился престижным занятием. И уже мало кто вспоминал, с каким трудом преодолевали николаевские пионеры автомобилизма неприязнь, противодействие и критику в свой адрес.