На первых переговорах в 2022 году Путин потребовал от Украины отказаться от армии, Крыма и Донбасса
Через полторы недели после вторжения в Украину, не сумев взять Киев за три дня, Владимир Путин начал мирные переговоры – но так, будто подвергшаяся агрессии страна уже потерпела поражение.
Читайте НН в Telegram: только важные новости
Представители Москвы, «ссылаясь на свои обязательства в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и другими нормами международного права», потребовали от Украины отказаться от Крыма, Донецкой и Луганской областей целиком, практически ликвидировать армию, а также отозвать все поданные с 2014 г. иски и отменить все санкции (включая западные).
Такие положения содержатся в проекте Договора об урегулировании ситуации на Украине и нейтралитете Украины, оказавшемся в распоряжении «Радио Свобода – Свободная Европа». Документ ей передал украинский источник, знакомый с ходом переговоров, которые начались 28 февраля в Беларуси; близкий к ним российский источник подтвердил его аутентичность. Проект был написан в Москве, датирован 7 марта 2022 г. и передан украинской делегации в этот день во время третьего раунда переговоров. Это первый известный документ, в котором Россия выдвигает условия для заключения мирного соглашения, отмечает «Радио Свобода».
Переговоры затем продолжались до мая в режиме видеоконференций и личных встреч в Турции. А 29 марта в Стамбуле стороны достигли прорыва – согласовали совместное коммюнике и 15 апреля подготовили последний вариант договора. В нем Россия, чью армию уже выгнали из-под Киева, существенно смягчила свою позицию.
Неизменным осталось одно – требование к Украине стать государством с постоянным нейтральным статусом, не состоящим в военных блоках, на территории которого запрещалось нахождение иностранного оружия и военных, «включая ракетные вооружения любого типа, вооруженные силы и формирования».
Но в изначальных требованиях Путин пытался не просто сделать Украину нейтральной страной (на что в Киеве в тот момент могли и согласиться), а «нейтрализовать ее как независимое государство», сказал «Радио Свобода» Эрик Кьярамелла, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии, ознакомившись с проектом от 7 марта: "Страна может быть нейтральной, иметь очень сильную армию и быть способной к самообороне. Но это не то, что имела в виду Россия. Документ был составлен так, будто Украина – агрессор, потерпевший поражение на поле боя... Трудно сказать, была ли это реальная попытка договориться, потому что ни один украинец не принял бы таких условий. Они бы нейтрализовали Украину до такой степени, что она оказалась бы беззащитна".
Проект договора предусматривает «разъединение» воюющих сторон после прекращения огня, при этом все украинские войска отводятся в места постоянной дислокации, а российские остаются на территории Украины «до выполнения всех обязательств по данному договору». Вся внешняя военная и военно-техническая помощь прекращается. Россия требовала оставить в Вооруженных силах Украины всего 50 тысяч человек (35 тысяч в сухопутных войсках, 5 тысяч – в ВВС и 10 тысяч – в ВМС), 300 танков, 400 артиллерийских орудий.
К 15 апреля, когда российские войска были изгнаны из Киевской области и ряда других регионов, о численности ВСУ уже велся торг. Россия предлагала 85 тысяч военнослужащих, 342 танка и 519 орудий, Украина – 250 тысяч (как до начала войны), 800 и 1900 соответственно. Об этом известно из публикаций The Wall Street Journal и The New York Times, которые ранее ознакомились с последним проектом договора.
Что касается территориальных претензий, то Украина должна была:
признать Республику Крым и город Севастополь неотъемлемой частью (субъектами) Российской Федерации;
признать независимость Донецкой и Луганской «народных республик», причем в административных границах Донецкой и Луганской областей;
восстановить разрушенную инфраструктуру «ДНР» и «ЛНР».
В проекте от 15 апреля вопрос о будущем сепаратистских регионов на востоке Украины уже вообще не поднимался, а обсуждать его предполагалось на личной встрече Путина и Владимира Зеленского. За Россией, правда, закреплялся захваченный в 2014 г. Крым. Но в Стамбульском коммюнике, с которым ознакомился журнал Foreign Affairs, одно из положений призывало стороны мирно разрешить спор вокруг Крыма в течение 10-15 лет. Предлагая переговоры о статусе полуострова, «Кремль неявно признавал», что тот не является «таким же регионом России, что и все остальные», на чем настаивал предыдущие восемь лет, отмечало издание.
Проект от 7 марта имеет еще одно «неявное признание» Кремля. Если во всех остальных случаях он требует отозвать иски и санкции за период с 2014 г., то в одном месте фигурирует другая дата: «отозвать поданные и заново не подавать заявления о признании юрисдикции Международного уголовного суда в отношении предполагаемых преступлений, совершенных на территории Украины с 2013 года». Противостояние украинцев с правительством Виктора Януковича на Майдане началось в ноябре 2013 г.; российские силовики помогали украинским подавлять выступления в конце 2013 – начале 2014 гг., считают в Киеве.
Также российские власти заявляют в проекте от 7 марта, что «все лица на территории Украины пользуются правами и свободами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека и других соответствующих международных документах, касающихся прав человека», поэтому Украина должна «неукоснительно соблюдать» эти документы и «принять эффективные меры к тому, чтобы не допустить возврата к политике и практике периода 2014 – 2022 годов».
По подсчетам Chatham House, со времени оккупации Крыма сама Россия нарушила более 400 международных договоров и конвенций. Внутри страны власть подавила все гражданские свободы и занимается политическими репрессиями, последним подтверждением чего стало октябрьское решение Европейского суда по правам человека по делу 107 физических и юридических лиц. Объявив их иностранными агентами, российское государство нарушило Конвенцию о правах человека в части гарантий неприкосновенности частной жизни, свободы слова и свободы объединений, постановил суд.