Израиль убил Хасана Насраллу. Он сделал «Хизбаллу» опаснейшей террористической группировкой мира
28 сентября 2024 года в результате удара ВВС Израиля по ливанской столице Бейруту погиб Хасан Насралла. 32 из 64 лет своей жизни он возглавлял «Хизбаллу».
При нем она превратилась в одну из крупнейших террористических организаций в мире, а также в самую влиятельную политическую силу в Ливане.
Читайте НН в Telegram: только важные новости
Детство Хасана Насраллы пришлось на 1960-е — период наибольшего благополучия в новейшей истории Ливана, когда страну называли «ближневосточной Швейцарией», а Бейрут — «ближневосточным Парижем».
Но вскоре ситуация изменилась. В 1970-м после гражданской войны в Иордании оттуда в Ливан перебралось руководство Организации освобождения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом. Южная часть страны превратилась в «Фатхленд» — зону, фактически не контролируемую правительством страны, и базу для террористических операций против Израиля. В 1975-м в Ливане разразилась гражданская война, в которой боевики ООП приняли активное участие. В 1976-м Ливан оккупировали сирийские войска. А в 1982-м в страну вторгся Израиль, чтобы уничтожить «Фатхленд».
Насралла поначалу примыкал к «Амаль» — ливанскому шиитскому политическому движению под руководством влиятельного семейства Садров. В конце 1970-х он учился в медресе в Наджафе, важнейшем шиитском центре в Ираке, где в это время жил в изгнании иранский аятолла Рухолла Хомейни. В 1978-м вице-президент Ирака Саддам Хусейн затеял антишиитскую кампанию. Хомейни перебрался в Париж, откуда через год отправился в Иран как лидер Исламской революции. Насралла же вернулся в Ливан.
«Хизбаллу» организовали в 1982 году, в самом начале израильского вторжения, выходцы из «Амаль», недовольные недостаточной воинственностью движения. Они сделали это при активной поддержке иранского Корпуса стражей Исламской революции.
Насралла сразу примкнул к новому движению, но поначалу оставался в нем на вторых ролях. Он не был боевиком и напрямую не участвовал в терактах 1983 года, которыми «Хизбалла» заявила о себе, — взрывах американского посольства и казарм миротворцев в Бейруте. Тогда погибли 370 человек, в основном иностранцев. Это было новое слово в терроризме: организаторы взрывов Имад Мугния, Фуад Шукр, Ибрагим Акиль и другие (всем тогда было по 20 с небольшим лет, как и Насралле) разработали тактику с применением смертников.
На первый план Насралла вышел в 1989-м. В «Хизбалле» тогда наметился раскол. Одна фракция считала, что это должна быть боевая организация, борющаяся с израильской оккупацией. Другая же фракция во главе с Насраллой первоочередной задачей считала установление в Ливане исламской республики по иранскому образцу. Корпус стражей Исламской революции систематически поддерживал Насраллу и его сторонников.
В 1992 году, после того как генеральный секретарь «Хизбаллы» Аббас аль-Мусави погиб в результате израильского авиаудара, ему на смену был избран Насралла. Тогда мало кто ожидал, что этот прежде малопримечательный аппаратчик останется на посту больше чем на 30 лет и для многих станет иконой.
К этому времени израильские войска разгромили «Фатхленд» (руководство ООП переместилось в Тунис) и покинули бóльшую часть территории Ливана, оставшись лишь в «зоне безопасности», которая занимала значительную часть юга страны. На месте «Фатхленда» возник «Хизбаллаленд».
Насралла успешно реализовал программу превращения «Хизбаллы» в политическую силу, ради которой его активно поддерживал Иран. В 1992 году организация впервые приняла участие в выборах в парламент Ливана и получила в нем 8 из 128 мест. С тех пор «Хизбалла» неизменно присутствует в парламенте, а с 2005-го — также в правительстве, обычно контролируя два министерства.
При этом «Хизбалла» не снижала своей военной и террористической активности. Благодаря Ирану она обзавелась ракетами и стала обстреливать север Израиля, настаивая при этом, что продолжает борьбу с оккупацией, поскольку израильтяне все еще стояли в «зоне безопасности».
На протяжении девяностых Израиль провел несколько военных операций против «Хизбаллы», но обстрелы продолжались. В 2000-м он окончательно вывел свои войска из Ливана. «Хизбалле» удалось представить это как свою победу. Именно тогда Насралла стал настоящим героем для «арабской улицы».
Обстрелы Израиля не прекратились и после вывода войск. Теперь формальным оправданием «Хизбаллы» был спор из-за заброшенных ферм Шебаа — 22 квадратных километров земли на Голанских высотах, которые Ливан считает своей суверенной территорией, а Израиль — своей. Насралла неустанно твердил, что борьба с Израилем остается главным приоритетом «Хизбаллы». Даже ее парламентская фракция называется «Верность Сопротивлению», где под Сопротивлением подразумевается коалиция антиизраильских сил: Ирана и его прокси, а также ХАМАС и других палестинских группировок.
Помимо Ирана, Насралла поддерживал тесные связи с режимом отца и сына Асадов в Сирии. Сирийские войска все еще оставались в Ливане, несмотря на непрестанные протесты ливанцев (особенно христиан). В 2004 году во главе этих протестов встал бывший премьер страны Рафик Харири. Уже в 2005 года он стал жертвой теракта. Международное расследование пришло к выводу, что теракт организовала «Хизбалла». Когда в 2006 году ливанское правительство согласилось на создание специального трибунала ООН по делу об убийстве Харири, «Хизбалла» организовала в Бейруте огромные протестные демонстрации. В итоге за теракт так никто и не понес наказания.
Моментом высшего триумфа для Насраллы стала, как ни странно, Вторая Ливанская война 2006 года. Израильские войска вновь вошли в страну, чтобы положить конец нападениям «Хизбаллы», и нанесли огромный ущерб не только военной, но и гражданской инфраструктуре. Потери среди ливанцев — как боевиков, так и гражданских — исчислялись тысячами. Но это не помешало Насралле, когда через месяц израильские военные покинули Ливан, провозгласить это новой победой «Хизбаллы».
Это был коронный прием Насраллы: он объявлял, что целью врага было уничтожение «Хизбаллы» и его лично, а поскольку «Хизбалла» и он лично выжили, враг побежден. С каждой такой «победой» Ливан все глубже погружался в экономический и социальный кризис.
8 октября 2023 года, на следующий день после нападения ХАМАС на Израиль и начала ответной израильской операции в секторе Газа, Насралла объявил, что «Хизбалла» будет обстреливать Израиль из солидарности с палестинцами. Ракетные обстрелы и ответные израильские авиаудары продолжались весь год. Наконец в сентябре 2024-го Израиль пошел на эскалацию: сначала разом взорвались тысячи пейджеров и раций боевиков «Хизбаллы», а затем последовали небывалые по интенсивности авиаудары.
При Насралле «Хизбалла» стала фактически контролировать значительную часть территории Ливана: юг страны, долину Бекаа на востоке, а также южный район Бейрута Дахия. Там на улицах вывешивают не ливанские флаги, а флаги «Хизбаллы» и портреты Насраллы и аятоллы Хаменеи, которого «Хизбалла» считает своим духовным лидером. Там, в Дахии, в результате израильских авиаударов в последние пару месяцев погибло почти все руководство «Хизбаллы». В том числе и Насралла.