Игорь Семенчев вместе с ФСБшниками украли из российского бюджета сотни миллионов рублей

Комментарии:

Бывший заместитель главы Херсонской оккупационной военно-гражданской администрации Игорь Семенчев находится по российским законам в статусе подсудимого из-за махинации с углем из Донбасса.

Но вряд ли российский суд вынесет ему обвинительный приговор, ведь сообщниками Семенчева-младшего были действующие и бывшие работники ФСБ. Прикрываясь фейковыми оккупационными властями, ФСБшники закупили у подставных фирм на оккупированном Донбассе десятки тысяч тонн угля, судьба которого неизвестна.

Такие выводы можно сделать, изучив документы, согласно которым оккупационные руководители Херсона закупили десятки тысяч тонн угля. Целую стопку документов МОСТ получил от собственных источников.

Российские судьи утаили в реестре судебных решений РФ почти все данные, касающиеся судебного преследования эксдепутата Херсонского городского совета Игоря Семенчева-младшего.

Из документов, которые есть в открытом доступе, понятно только то, что судят именно Семенчева, и статьи, которые ему инкриминировали россияне.

Так, 8 декабря 2023 года в оккупационный Ленинский райсуд Севастополя поступило дело, в котором Игорь Семенчев проходит как подозреваемый в получении взятки, даче взятки и посредничестве при предоставлении взятки.

Вместе с ним по делу проходит Денис Луций, кроме взяточничества подозреваемый россиянами в отмывании денег. В Украине обоим объявили подозрение в государственной измене.

Супруга Луция в 2023 году была задержана ФСБ за сотрудничество с СБУ.

Мы долго не могли понять, за что Семечнев брал или давал взятку, но, похоже, нашли за что.

Как все начиналось?

Весной 2022 года Игорь Семенчев, которого в то время активно "догоняли" украинские правоохранители по делам о хищении бюджета Антоновского сельсовета, перешел на сторону россиян. По состоянию на май 2022 он был назначен заместителем Владимира Сальдо, возглавившего оккупационную администрацию Херсонщины. Семенчев всегда был близок к Сальдо, но бизнес-партнерами они точно не являлись. Так и в оккупационной администрации Игорь Семенчев официально подчинялся Владимиру Сальдо, а действительно входил в орбиту группы действующих и бывших сотрудников ФСБ, решивших заработать денег в мутных потоках оккупированной Херсонщины.

В структуре администрации Семенчев отвечал за вопросы имущества и топливно-энергетический комплекс оккупированной Херсонщины.

12 мая 2022 Сальдо своим распоряжением создал ряд оккупационных органов власти, среди которых был департамент топлива и энергетики Херсонской области, который вскоре возглавил крымчанин Денис Луций. По данным МОСТа, этот человек только формально подчинялся Владимиру Сальдо, а на самом деле следовал указаниям только Игоря Семенчева и загадочного куратора от ФСБ, которого Семенчев в переписках и разговорах называл Сергеем Сергеевичем. Кто этот человек мы точно не знаем, ведь только в одном списке ФСБшников, который публиковал ГУР, содержатся данные пяти "Сергеев Сергеевичей" из Лубянки.

Этот Сергей Сергеевич, судя по всему, тоже был не самостоятельным человеком и подчинялся двум людям — главе оккупационного правительства Херсонщины Сергею Елисееву и человеку в кепке по прозвищу Странник. Оба были бывшими сотрудниками ФСБ, но настолько влиятельными, что могли разрешать дела с высшим руководством Российской Федерации.

Об этом МОСТ рассказал человек, который под прикрытием работал в ВГА Херсонской области и наблюдал за ситуацией осенью 2022 года.

В общем, влияние этих людей, как мы выясним далее, было настолько большим, что позволило спастись и Семенчеву, и его делителям.

Следует отметить, что наличие влиятельных покровителей позволило Игорю Семенчеву стать максимально автономным. Такая автономность в принятии решений, а самое главное – в расходовании бюджетных денег – осенью-зимой 2022 года стала причиной конфликта между Семенчевым и Сальдо.

Но на весну и начало лета коллаборанты под чувствительным руководством ФСБшников создавали органы власти оккупированной Херсонщины.

На базе захваченной и разграбленной херсонской нефтебазы было создано так называемое «Государственное унитарное предприятие «Херсонская топливная компания».

Его возглавил человек Семенчева Сергей Раздрогин.

В свое время он занимался нефтяным бизнесом и даже возглавлял нефтебазу. Этого человека по согласованию с ФСБ в оккупационный орган власти привел Игорь Семенчев.

Эта компания была основным исполнителем бюджетных закупок разного вида топлива.

Уголь

Назначение Раздрогина, как мы видим из документа выше, произошло 28 августа 2022 года, а уже 16 сентября Луций предоставил ему письменное поручение закупить 30 тысяч тонн угля. Это 500 вагонов, которые Раздрогин, не имевший никаких ресурсов, должен был каким-то образом принять в области. Причем на тот момент, как и сейчас, железнодорожного сообщения между Донбассом и Херсонщиной не было.

Здесь следует напомнить, что в период, о котором идет речь, оккупационный глава Херсонщины Владимир Сальдо лечился в России после сильного отравления и имел немного шансов выжить. А руководил оккупационной военно-гражданской администрацией россиянин Сергей Елисеев. С приставкой и.

Именно в этот момент оккупационный чиновник Луций выдал документ, в котором прямо указал, у кого и сколько угля должен был купить Роздрогин, не вдаваясь в детали, какой именно уголь должен быть закуплен.

Сумма контрактов должна составить 490 миллионов российских рублей — на тот момент почти 8,2 миллиона долларов. К слову, мировая цена на уголь тогда находилась на пике роста и составляла 400 долларов США за тонну, то есть партия обошлась бы в 12 миллионов.

Но реальная цена угля в России и оккупированном ею Донбассе была копеечной, потому что продавать его было некому.

В оккупированной части Донбасса уголь в октябре 2022 года стоил в розницу 150 долларов за тонну.

То есть, если бы уголь Роздрогин покупал по розничным ценам, то вся партия обошлась ему в 270 миллионов рублей. А не 490 миллионов. Фактически, на нескольких договорах подельники могли украсть 220 миллионов.

Один из контрактов

Уже позже появились технические задачи, по которым стало ясно, что уголь должен быть марок ДО (10 тыс. тонн), АМ и АС (20 тыс. тонн).

Техзадание одному из трех поставщиков

Но переплаты не было, как и не было поставлено никакого угля. По полученным данным от бывшего работника оккупационной ВГА, указанные контракты были все безтоварны. То есть, на момент подписания актов и закрытия всех документов никакого угля никто не видел. И не увидел. Конечно, некоторое количество угля для бюджетных учреждений в 2022 году закупали и доставляли, но основную массу денег по контрактам Семенчева-ФСБ банально украли.

Мы пока точно не знаем, за что и кому Луций и Семенчев давали взятки, но все указывает, что этот факт связан с этим делом.

По данным наших источников в украинских правоохранительных органах, эта партия была "сигнальной", а всего с октября 2022 по март 2023 планировалось закупить 100 000 тонн угля. По ценам первой партии, сумма контрактов должна составить 1,63 миллиарда российских рублей.

По словам источника, 20% авансового платежа за товар поставщики получили еще до побега россиян из Херсона. Возможно, этот уголь в отчетах показали как поставленный на правый берег Херсонщины.

Продавцы

Через три дня после получения поручения топливная компания заключила три договора с Романом Зайцевым, Олегом Котченко и ООО Люкс-2. Все три контрагента связаны между собой, потому что Зайцев является основателем ООО Люкс-2, а Котченко его директором.

Роман Зайцев до 2014 года был известен в Снежном предпринимателе, контролировал ряд нелегальных шахт-копанок. После оккупации город пошел на сотрудничество с россиянами и контролирует большую часть угольных шахт.

Очевидно, что этот бизнес Зайцева был бы невозможен без прикрытия ФСБ.

По нашим данным, в Херсонской области определял у кого покупать уголь Игорь Семенчев, получавший об этом указания от уже упомянутого Сергея Сергеевича из ФСБ.

Интересно, что 19 сентября, в день подписания договора, стороны подписали акты приема-передачи товара, причем на бланках, которые есть в распоряжении МОСТа, с подписями поставщика и заказчика, пустые графы. То есть при желании туда вписывали все что угодно.

ФСБшники Семенчева

Очевидно, что у всех местных коллаборантов были кураторы от ФСБ, которые пытались заработать за счет неопределенности и отсутствия каких-либо законов и власти на Херсонщине.

Кто же, кроме загадочного Сергея Сергеевича и Сергея Елисеева, входил в группу, которая влияла на топливную политику оккупированной Херсонщины? По словам наших источников в правоохранительных органах, оперативным путем было установлено, что едва ли не самым влиятельным в группе был эксработник ФСБ с позывным Странником. Проверив его номер телефона через российские телеграммы, мы выяснили, что под этим позывным к Херсону в начале лета 2022 года приехал Константин Басюк.

Странник Басюк

После побега россиян из Херсона он получил высокий пост – 20 декабря 2022 года был назначен сенатором Российской Федерации, представителем оккупационного исполнительного органа государственной власти Херсонской области в Совете Федерации.

Для Херсона Басюк человек не новый. До 1998 года он служил в контрразведке и ФСБ. В сентябре 1998 года стал советником президента российского ОАО «Группа Альянс», а с октября 1998 года по декабрь 2001 года занимал должность директора департамента по связям с государственными и общественными организациями ОАО «Группа Альянс». Затем даже стал вице-президентом Группы Альянс.

Почему мы акцентируем внимание на "Альянсе"? В 1999 году эта компания была вовлечена в управление Херсонским нефтеперерабатывающим заводом. Фактически россияне, а точнее чеченцы, братья Бажаевы, владели Херсонским НПЗ для продажи его покойному украинскому нардепу Игорю Еремееву.

По словам одного из отставных сотрудников СБУ, Басюк не раз бывал тогда в Херсоне, имел неплохие отношения внутри политической тусовки. И как кадровый, к тому времени, как считает наш собеседник, работник 5-й службы ФСБ, мог строить в Херсоне агентурную сеть. Пятая служба более известна как Служба оперативной информации и международных связей ФСБ России, в рамках которой работает Департамент оперативной информации (ГИИ), выполняющий функции внешней разведки спецслужбы. Именно оперативники ГОИ в последние годы занимались подрывной деятельностью в Украине и собирали развединформацию на ее территории, которая должна помочь спланировать российское вторжение.

То есть, вернувшись в 2022 году в оккупированный Херсон, Басюк, в отличие от многих коллег, присланных работать на оккупированные земли, прекрасно ориентировался в городе и имел много контактов.

Скорее всего, именно поэтому, зная стиль работы Владимира Сальдо, не стал сотрудничать с ним в теме топлива, а выбрал молодого и амбициозного херсонского коррупционера Игоря Семенчева-младшего.

Опубликованные нами документы доказывают, что представители российских спецслужб могли использовать херсонских коллаборантов для заработка, и, скорее всего, ФСБшники сделали Семенчева и Луция козлами отпущения.

Возможно, имела место конкурентная борьба между разными группами внутри российских спецслужб и других правоохранителей. Возможно, конфликт между Сальдо и Семенчевым, о котором говорили еще в конце 2022 года источники в оккупационных органах власти, был вызван этими закупками угля, а позже и нефтепродуктов, в обход Владимира Сальдо. Как мы помним, он уволил Семенчева в декабре 2022 года, а позже им заинтересовались российские правоохранители.

Мы не знаем, сколько в результате этой операции был фиктивно или по-настоящему приобретен уголь, но нам точно известно, что какие-то деньги со счета оккупационного предприятия «Херсонская топливная компания» на счета ДНРовских бизнесменов перечислялись. И перечислялись якобы из бюджета оккупационной ВГА Херсонской области, а на самом деле большей частью уплачивались напрямую российским МРБ банком (Международный расчетный банк – МОСТ).

Точных данных об объемах денег, выведенных таким образом из бюджета оккупационной администрации работниками ФСБ и местными коллаборантами, нет, но тот факт, что российские правоохранители начали преследование Семенчева и Луция говорит о том, что деньги они с ФСБшниками украли.

Правда, дело, скорее всего, благодаря заместителям из ФСБ и самого сенатора Странника идет для Семенчева и его приспешника успешно. Настолько успешно, что российский суд даже засекретил это дело, а оба коллаборанта находятся на свободе.

Сергей Никитенко