Работа не для отчета, а для людей. Как переселенка в Днепре развивает центр для 7000 жителей Донбасса

Комментарии:

Инна Сорокина работает в органах власти около десяти лет.

Женщина разрабатывала маркетинговую стратегию родного Торецка и делала так, чтобы о нем узнали больше людей. А с началом полномасштабного вторжения Инна является координатором центра «Мы вместе» для переселенцев в Днепре, куда переехала в марте 2022 года.

Инна рассказывает о том, как объединяет жителей Донбасса в новом городе, мотивирует пожилых людей посещать психолога и мечтает увидеть маленьких посетителей центра в родном Торецке после победы.

Инна Сорокина, координатор центра поддержки переселенцев «Мы вместе» начальник отдела информационной деятельности и коммуникации с общественностью Краматорской районной государственной администрации.

Развивала стратегию родного города после его переименования

Я начала работать в городском совете родного Торецка в то время, когда его только переименовали, сменив советское название Дзержинск. Возглавляла отдел информационной политики городского совета и искренне хотела, чтобы власть слышала то, что говорят люди. А еще мы с командой начали разрабатывать маркетинговую стратегию, бренд и логотип Торецкого.

Мы сразу решили, что об этом должны знать и дети, поэтому разработали для них альбом, где в рисунках объясняли, над чем должен работать город и какие у нас мечты. Впоследствии также создали книгу «Легенды Торецкой степи», в которой собрали истории-легенды о городе и близлежащие села общины. Власть тогда ее профинансировала, потому что это было важно для сохранения культурного наследия.

Последний раз была дома в январе 2022 года

Мы популяризировали нашу Торецкую общину за ее пределами, а помогали в этом спортсмены, которые ездили на соревнования за границу. Для них мы разработали брендированную бутылку для воды, чтобы наш логотип увидели в Европе. Также мы всегда пытались познакомить жителей города с чем-нибудь новым и организовали фестиваль «Из страны в Украину», который проходил в Торецке 3 года подряд. Сам формат фестиваля был новым для города, ведь мастер-классы, музыкальные и спортивные мероприятия проходили в формате свободного пространства, поэтому присоединяться могли все желающие. Последним же моим проектом дома было создание брендированной остановки общественного транспорта в центре города.

В 2020 году я переехала в Славянск, потому что тогда ставила себе такую цель – поработать 5 лет на одном месте и двигаться дальше по новому опыту и навыкам. В новом городе я работала медийницей, а затем возглавила отдел информационной деятельности и коммуникации с общественностью Краматорской государственной районной администрации. Именно тогда завершилась реформа децентрализации, и Краматорский район стал одним из вновь созданных в Донецкой области. Здесь я и встретила полномасштабное российское вторжение. В последний раз была дома в Торецке в январе накануне.

С первых дней вторжение держалось своих

В марте 2022 года я оставалась в Славянске из-за работы. Очень благодарна моему руководству, которое нас не покинуло, а организовало, нашло помещение для релокации в Днепре и помогло нам всем с жильем. У меня тогда было тяжелое моральное состояние, потому я понимала, что лучше будет держаться своих. Тем более, ко мне приехала мама, а близкие друзья к тому времени уже переехали в Днепр, ведь это самый большой город поблизости.

Со временем районный совет запустил онлайн-опрос, чтобы найти в Днепре жителей Краматорского района. Тогда мы разработали для них программу поддержки – помогали искать жилье, предоставляли юридические консультации, учили пожилых людей пользоваться компьютером, а со временем арендовали помещения для нашего офиса, чтобы туда могли приходить посетители.

25 сентября 2022 года мы официально открыли центр помощи жителям Краматорского района «Мы вместе». Я всегда шучу, что запустились только с пачкой бумаги и карандашей. Утром в первый день открытия я звонила по телефону нашим менеджерам на личные номера, а никто не брал трубку. «Класс, вот мы открылись. Как к нам должны обращаться люди? Что же там происходит?» — мысль, которая звучала в моей голове все утро.

А потом позвонила по номеру горячей линии, где мне ответили, что в центре много людей. Я была очень удивлена, ведь мы открылись в воскресенье и написали об этом сообщение в соцсетях, которое понравились 50 человек, поэтому это были совсем не те объемы, которых я ожидала. Первые две недели к нам ежедневно приходило около двухсот человек.

Через некоторое время к нам уже обращались первые партнеры. Например, ОО «Право на защиту» предложило помощь юристов, «Врачи мира» – акушеров, а организация «Подснежник» выделила гуманитарную помощь. Дальше появилось первое оборудование и игрушки для детей, которые команда смогла закупить с помощью партнеров и при поддержке Краматорского районного совета. Моя мама – преподавательница искусства, поэтому занималась с детьми рисованием. Также мы организовали для них занятия по йоге.

Новогодняя пижамная вечеринка в блекауте

Перед Новым годом мы хотели подарить детям ощущение сказки, однако не имели ни подарков, ни костюмов, ни сладких свертков. И не могли требовать у родителей покупать карнавальные костюмы детям, ведь они уезжали из дома только с базовыми вещами. Поэтому мы придумали, что будем праздновать Новый год в пижамах или домашней одежде. Один из местных блоггеров купил детям сладости. Так в пижамах, с пакетами и фонариками во время блекаутов мы встречали 2023 год.

За прошлый год мы создали образовательное пространство с языковым клубом, химическими исследовательскими лабораториями, историческими турнирами и занятиями с логопедом. Все это нашему центру помогли организовать образовательные работники Краматорского района и Краматорская районная администрация. Финансирование поступает из районного бюджета на основе программы поддержки жителей Краматорского района в релокации. А еще постоянно помогают партнеры центра.

Раньше у нас была дошкольная подготовка и даже клуб блоггеров, а мы ездили с переселенцами на различные экскурсии и ходили в театр.

Для себя решили, что работаем для жителей Краматорского района, но что делать с другими жителями Донецкой области? Когда приходит бабушка из Волновахи, которая едва выехала из оккупации, мы должны говорить, чтобы искала свой центр? Конечно, мы понимали, что не имеем права так поступать. Поэтому решили работать для всех, и даже если местные нуждаются в помощи семейного врача или юриста, могут обращаться к нам.

Инна с клиентами центра

Сейчас клиентами нашего центра являются почти 7 тысяч человек , из которых десятая часть – это переселенцы из Мариуполя, Волновахи, Харькова, Херсона и Бахмута. Это важно, потому что некоторые центры работают только с жителями своих районов, и когда нужна какая-то базовая помощь, то место регистрации является причиной отказа.

Наших клиентов сплачиваем и сообщаем об активности через соцсети. Часто создаем гугл-формы, чтобы люди сообщили о нуждах. А для пожилых людей разработали горячие линии поддержки.

Мечтаем, чтобы все наши клиенты вернулись домой

Мы работаем над тем, чтобы люди не хватались только за гуманитарку, а понимали, что услуга – это самая большая помощь. В неделю мы проводим 10-15 мероприятий для детей и взрослых – все они бесплатны. Уже сейчас работаем для людей всех возрастов: пока внук на рисовании, его бабушка может пройти осмотр у семейного врача. Или молодая мама отдает детей на мастер-классы у нас, а сама может пойти к психологу или в одиночестве выпить кофе. Важно, что все это в одном пространстве, потому мы можем поддерживать всю семью. Мы хотим, чтобы эта история жила и дальше.

Пока наши клиенты решают свои бытовые дела, мы должны уделять внимание их ментальному здоровью, поэтому часто организовываем встречи с психологом, которые посещают пожилые люди. Кстати, мы устраиваем им посиделки со вкусняшками, а они всегда что-то приносят в центр, чтобы отблагодарить нас. Кто приносил яблоки или орешки из сада, кто вырастил на огороде кабачки, приготовил и угостил ими всех. В такие моменты мы чувствуем доверие и тепло этих людей, потому что они относятся к нам, как к внукам.

Приходящие в центр дети растут на наших глазах. Вот только видели девочку Машу такой маленькой, а она уже идет в школу. Часто думаю о том, узнаю ли этих детей, когда после победы встречу их на улицах родного города.

Наша важнейшая цель – не только помочь людям здесь. Мы хотим, чтобы они вернулись в Донбасс, ведь люди – наша самая большая ценность и ресурс, потому что после победы будет очень много работы. Я очень горжусь нашим центром, и что мы работаем не только для бумажного отчета, но и людей.