Какие F-16 Украина получит от Нидерландов и Бельгии: что необходимо знать об их состоянии и модернизации

Комментарии:

Когда были произведены F-16 для Украины, в какой они модернизации, что прямо влияет на боевые возможности, и как долго они смогут летать

Нидерланды и Дания официального сообщили, что усилят Украину истребителями F-16, что означает более значительный ресурс для передачи машин. Это до (по уточненной информации "до") 42 единиц F-16 в Нидерландах и уже объявлено количество в 19 истребителей от Дании из ее общего авиапарка в 44 единицы.

Но надо понимать, как пишет Дифенс Экспресс , что максимальное количество машин, которое передается Украине, является не вопросом любого политического решения, а состояния самолетов. Даже пример Дании прямо говорит, что только 30 из 44 истребителей находятся в летном состоянии. А причина тому, что эти самолеты крайне не новые.

Когда были произведены F-16 для Украины

Еще в конце 70-х годов для европейских операторов F-16 производство машин было локализовано в Нидерландах и Бельгии на заводах Fokker и SABCA, где они производились до середины 90-х годов. Первый F-16 для воздушных сил Нидерландов был сделан еще в 1979 году, а последний в феврале 1992 года.

В общей сложности страна имела довольно мощный авиапарк из 213 машин, но с завершением Холодной войны активно начала его сокращать, частично списав машины, частично продав их в Иорданию и Чили. Именно поэтому текущее количество F-16 в Нидерландах 42 единицы, которые, по логике, должны быть из последних партий.

Дания начала получать F-16 с января 1980 года, сначала заказав 58 истребителей, а в середине 80-х заказала еще 12 пришедших на замену наиболее изношенным самолетам первой партии. Этот заказ был выполнен ориентировочно на уровне конца 80-х годов.

В отличие от Нидерландов Дания не продавала свои машины, а просто выводила их из эксплуатации по мере исчерпывания их ресурса. При этом, хотя количество F-16 в Дании формально 44 единицы, только 30 из них числятся в летном состоянии.

Именно поэтому в вопросе сколько машин будет передано играет роль их состояние. Не все из них, очевидно, будут находиться в летном состоянии, и не все в боеспособном. Некоторые из них будут использованы для обучения, некоторым светит стать донорами запасных частей, но значительная часть все равно усилит Воздушные силы Украины.

Какая версия F-16 будет передана Украине

Все F-16 нидерландских и датских воздушных сил проходили модернизацию с середины 90-х до середины 2000-х по программе Mid-Life Update – MLU, а также регулярно обслуживались для продления сроков эксплуатации.

Если брать основное, то F-16 MLU отличается тем, что произошла замена РЛС на AN/APG-66(V)2, имеющая дальность обнаружения целей до 110 км. А для использования высокоточного вооружения добавлена возможность подвески контейнеров типа Lantrin или Litening. Также обновлены бортовой компьютер, бортовое индикационное оборудование, системы РЭБ, навигации и связи, полетов на низких высотах.

То есть, F-16 MLU хотя и далеко до последней версии F-16V Block 70/72, но это уже полноценный многофункциональный истребитель, который вполне может выполнить целый ряд задач. В том числе, чтобы вести воздушный бой на дальностях более 100 км и использовать широкий набор высокоточного вооружения.

В то же время не следует исключать сценарий, что некоторые истребители могут пройти определенные дополнительные модернизации, особенно учитывая графики их передачи, которые будут растянуты во времени. Например, по словам главы датского правительства Мэтте Фредериксен к концу 2023 года будут готовы к передаче шесть самолетов, в 2024 – восемь, в 2025 – пять.

На сколько долго подержанные F-16 могут летать

F-16 зарекомендовал себя как более долговечная машина, которая благодаря развитым и проработанным программам модернизаций и продлению сроков эксплуатации будет в строю еще долгое время. При этом даже в США, где эти истребители будут в строю до 2050-х годов. И речь идет о машинах F-16C/D, которые начали производить в середине 90-х годов.

Относительно тех, которые передаются Украине, лучшим примером для Украины является Румыния, которая также эксплуатирует подержанные F-16. Более того, норвежские машины были произведены на тех же заводах в Европе, в то же время и проходили те же модернизации. То есть можно просто смотреть на пример Бухареста.

И воздушные силы Румынии планируют эксплуатировать F-16 до середины 2030-х за счет проведения всех регламентных ремонтов. При этом румынское правительство уже работает над вопросом их замены, потому что очередь за F-35 необходимо занимать как можно скорее, потому что она растянулась уже не 8 лет.

В то же время эксплуатация самолетов в условиях войны значительно, в разы, скорее "выжигает" ресурс машин. И это также следует учитывать для оценки конечных сроков эксплуатации машин. Но в любом случае вопрос "истребитель для Победы" в ВСУ уже решен.