Какие бывают велосипеды?

Проходя по велосипедным рядам в магазине товаров для отдыха и спорта, начинаешь понимать, что на банальный вопрос «Зачем придумывать велосипед» ответа еще не найдено. Конструкторская мысль безгранична, и человеку, решившему впервые приобрести для себя велобайк, довольно сложно определиться с окончательным решением. Конечно, продавец-консультант проведет небольшой обзорный курс по категориям товара, поможет сделать выбор под запросы. Но все равно, чтобы быть уверенным в правильности решения, перед приобретением велосипеда следует определиться с тем, для каких целей он вам нужен, и в каких условиях преимущественно будет использоваться.

Современные велосипеды классифицируются по категориям и подкатегориям, определяющим их функциональное назначение. Основные категории всего две – дорожные и спортивные, но вот внутри этих категорий имеется масса самых разных видов и типов, к тому же есть и «гибриды», которые могут иметь и дополнительные функции. Рассмотрим это всё более подробно.

Дорожные велосипеды

Основная функция данных транспортных средств - это передвижение велосипедиста на определенные, чаще всего большие расстояния, при этом обязательным условием является создание условий для комфортной езды.

Городские велосипеды являются самыми распространенными в категории дорожных байков. Для привлечения интереса покупателей производители применяют для данного вида транспортных средств самые разные конструктивные решения. Конструкция рамы может быть классической, жесткого типа, либо однотрубной складной. Диаметр колес варьируется самыми разными размерами. Протектор покрышек невысокий, обеспечивает бесшумную езду по асфальту. На такие велосипеды устанавливают различные типы трансмиссий. Втулки заднего колеса могут быть многоскоростными, с педальным тормозом, или планетарного типа, в которых переключение скоростей осуществляется посредством троса, прикрепленного к рукоятке переключения передач на руле. Либо устанавливаются многоскоростные втулки с кассетными звездочками заднего колеса и задним переключателем скоростей. Соответственно тормоза будут педального типа, либо ручные с ободными колодками или дисковые.

Хотя городские байки все больше в своей конструкции и дизайне заимствуют от спортивных собратьев, производители стремятся ценовую рамку велосипедов городского типа подвести под спрос бюджетного покупателя. Но для отдельной категории людей, желающих подчеркнуть свою индивидуальность и выделиться в городском пейзаже, представлена линейка более дорогих велосипедов, также отличающихся комфортом езды и своей экстравагантностью. В категорию таких велосипедов можно отнести так называемые круизеры и чопперы. Их статус подчеркивает необычный дизайн, эти велосипеды по своему виду больше напоминают мотоциклы престижных марок.

Внедорожники - это своего рода модификация городских велосипедов, в конструкцию которых внесены изменения, удовлетворяющие условиям езды по пересеченной местности и бездорожью. Многие узлы позаимствованы от спортивных горных велосипедов. Усиленная рама изготавливается не жесткой, с амортизаторами передней и задней вилки, что является более комфортным для езды по ухабистой дороге. Шины более широкие и имеют высокий протектор.

Одним из наиболее перспективных направлений внедорожников считаются так называемые фэт-байки, колеса которых более похожи на мотоциклетные из-за увеличенной ширины покрышек. Такое конструктивное решение позволяет любителям велосипедных прогулок на природе беспрепятственно двигаться по снегу или песку, а также рыхлому грунту.

Туринговые велосипеды отличаются от дорожных байков тем, что узлы для их изготовления подбираются с большим коэффициентом надежности. Такие велосипеды, конечно же, дороже обычных, но они позволяют туристам проезжать значительные расстояния без ремонта.

Велосипеды для спорта

Велосипеды этой категории предназначены для спортивных мероприятий и проведения различного вида соревнований. Конструкторы разрабатывают дизайн, узлы таких велосипедов с учетом выполнения определенных задач: возможность развивать наибольшую предельную скорость для такого транспортного средства, а также использовать в трудных условиях и выдерживать прилагаемые нагрузки без существенных поломок и выхода из строя отдельных узлов. Это достаточно надежные велосипеды, хотя и цена на них также высокая.

Шоссейные велосипеды способны развить наибольшую скорость благодаря конструктивным особенностям рамы, позволяющей принять спортсмену посадку таким образом, чтобы достигнуть наилучшие показатели аэродинамики и снизить сопротивление потоков встречного ветра. При положении, когда туловище расположено параллельно поверхности трековой дорожки, спортсмен распределяет нагрузку тела на руки и ноги равномерно, тем самым увеличивая силу нажатия на педали. Для достижения высоких показателей скорости облегченная рама велосипедов изготавливается из легких сплавов. Колеса имеют узкие шины с мелким продольным протектором, позволяющим «держать» дорогу на высоких скоростях. Соответственно, шоссейный велосипед будет малопригоден в условиях бездорожья.

Узлы и детали велосипедов для триатлона изначально изготавливаются из легких материалов, для того, чтобы спортсмены в случае необходимости могли без проблем переносить их на себе.

Трековые велосипеды разработаны специально для тренировки спортсменов и проведения спортивных соревнований на закрытых трековых дорожках. Сложность конструкции рамы и узлов сведена до минимума, чтобы обеспечить высокую скорость на треке.

Горные байки предназначены для головокружительного спуска с холмов на пересеченной местности. Усиленная конструкция таких велосипедов способна выдержать большие нагрузки, прилагаемые на раму и узлы велосипеда от неровной поверхности спусков, при падении и различных прыжках. Для возможности преодоления крутых подъемов велосипеды обеспечены трансмиссией с высоким передаточным числом. Сцепление с грунтом обеспечивается уширенными покрышками с высоким протектором. Для того чтобы обеспечить более комфортную езду по неровным дорогам на высоких скоростях, рама велосипедов изготавливается сборной с передними и задними амортизаторами, Такая конструкция определяет подкатегорию горных велосипедов, получивших название «двухподвесы».

Для триала и фристайла производители предлагают велосипеды с низкой усиленной рамой и малым диаметром колес. Они способны выдержать нагрузку от прыжков велосипедиста на байке с определенной высоты. Сиденье опущено на минимальную высоту, а в иных конструкциях оно полностью отсутствует. На таких байках хорошо выполнять различные трюки и прыжки. Усиленные узлы велосипеда позволяют сделать это.

Другие виды велосипедов

Просто включить в какую-то отдельную категорию грузовые велосипеды не представляется возможным, потому что данный тип, по сути, является дорожным велосипедом, но конструкция рамы варьируется от простой стандартной с большим багажником, до конструкции рамы трехколесного велосипеда с корзиной, позволяющей перевозить объемные грузы.

Любителям веселых прогулок на велосипеде в кругу родных и друзей предлагаются тандемы. А покататься в одиночку и попробовать себя в цирковом искусстве можно на уницикле. Тот, кто предпочитает нестандартные решения, может попробовать проехать на велосипеде «Лигерад». Посадка полулежа снимает нагрузку на тело велосипедиста, а сам байк развивает неплохую скорость на ровной дороге.

Электровелосипеды, оборудованные задним мотор-колесом, позволяют комфортно двигаться в городском трафике, не создавая помех общему движению. При понижении мощности заряда аккумуляторной батареи всегда имеется возможность съехать на тротуар и продолжить движение педалируя, как на обычном велосипеде.