Вице-мэр Роман Васюков: Моя точка зрения имеет право на жизнь

Комментарии:
В беседе с заместителем Николаевского городского головы по вопросам транспорта, предпринимательства и связи Романом Васюковым мы намеренно не касались вопроса о скандальных автобусах немецкого производства: думающим горожанам и так понятно, что на маршруты «гармошки» вышли вопреки здравому смыслу и этическим нормам, к тому же они уже сейчас наносят убытки КП «Николаевэлектротранс», которое город намерен развивать.
Подставлять вице-мэра под гнев начальника негоже, да и что тут еще добавить? Другое дело - множество не менее важных для горожан вопросов, также находящихся в ведении Романа Васюкова.
- Роман Александрович, известно, что разрабатывается схема оптимизации городского транспорта, предполагающая изменение маршрутных линий. Расскажите о ней детальнее.
- В марте прошлого года вместе с управлением транспорта мы разработали схему оптимизации городских маршрутов, вынесли ее на рассмотрение постоянной депутатской комиссии, мэра. Она получила поддержку, но было рекомендовано привлечь специалистов - Харьковскую академию управления коммунальным хозяйством, которая предоставила расчет пассажиропотоков в городе. На основании этой информации мы и подготовили схему оптимизации.
Главный ее вопрос - предоставление приоритета городскому электротранспорту, в частности троллейбусам, курсирующим по проспекту Ленина. Сделано это было, учитывая вопросы экологии и экономики. Цена на проезд в городском электротранспорте всегда будет более стабильной, чем в любом другом виде транспорта. Тем более, что Украина производит электроэнергию в избытке, как следствие, мы можем гарантировать стабильную цену на электричество, а значит - на проезд. В отличие от углеводородов, по которым наша страна зависит от цен на мировом рынке. С их ростом увеличится цена топлива, тариф на проезд в маршрутках.
Вот почему развитие городского электротранспорта на протяжении прошлого года было главным вопросом, которым мы занимались. Важно было поднять с колен «Николаевэлектротранс» с его 20-миллионными долгами. Помимо выплаты задолженности по заработной плате, нам удалось восстановить 11 трамваев, три троллейбуса, установить лучший в существующих условиях интервал движения трамваев.
Чтобы реализовать оптимизацию и отдать приоритет электротранспорту на проспекте Ленина, нужно отвести маршрутные автобусы на второстепенные улицы, уменьшить число  маршрутов. Ведь только по проспекту Ленина пересекаются около сорока маршрутов, которые дублируют друг друга.
Сегодня только один вопрос тормозит проведение оптимизации - это увеличение количества троллейбусов. После того, как мы приобретем 14-17 троллейбусов для проспекта Ленина, а я предполагаю, что это произойдет в нынешнем году, будет запущена оптимизация городских маршрутов. Конечно, только после обсуждения со специалистами, транспортниками, депутатами, общественностью.
- За какие средства будут приобретены троллейбусы, о которых вы говорите?
- Мы работаем в нескольких направлениях: в первую очередь, это финансирование из государственного бюджета. С 2005 года  действует всеукраинская программа по развитию городского электротранспорта. Согласно ей, должно происходить софинансирование: город и государство. Но понимая, что из городского бюджета такие средства сложно получить (для приобретения 15 троллейбусов нужно около 20 миллионов гривен), наша задача - получить финансирование в полном объеме из государственной казны.
 Хотя в соседнем Херсоне приобретают в кредит десять троллейбусов, и финансирование предполагается из городского бюджета...
- А как быть с тремя низкопольными троллейбусами, которые Николаев купил у львовского «ЛАЗа» в 2008 году, заплатил за них
3 миллиона 60 тысяч гривен, но так и не получил их? Лишний подвижной состав нам бы сейчас, как никогда, пригодился.
- Мы прикладываем все усилия, чтобы вернуть то, за что внесена 100-процентная предоплата. Различные инстанции, министерства получают от нас письма. Последнее письмо подготовлено на имя генерального прокурора Украины. Надеюсь, в ближайшее время этот вопрос будет решен положительно.
- После футбольного Евро-2012 города, которые принимают этот чемпионат, будут списывать свою технику, поскольку у них будет новая. На что может рассчитывать город Николаев?
- Желания передавать какую-либо технику за деньги или безвозмездно у других городов нет. Я их понимаю: замечательно иметь резерв техники. Если бы у нас он был, уверен, мы бы тоже не продавали и не отдавали трамваи и троллейбусы, несмотря на то, что они бы простаивали. Ведь в случае, если что-то произойдет, заменить у нас нечем.
- А нужна ли вообще бывшая в употреблении техника? В феврале этого года в николаевских троллейбусах произошло два случая, когда пассажиров ударило током. Так происходит из-за того, что подвижной состав  старый?
- Те машины 1971 года выпуска, им больше сорока лет! Троллейбусы проходят постоянную проверку на предмет утечки электроэнергии, но тогда вмешалась погода: произошло налипание песчано-солевой смеси и снега, вот и пробило изоляцию. Сейчас все пять машин-ветеранов находятся на капитальном ремонте.
- Ранее вы возлагали большие надежды на проект по сборке трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода на базе второго депо КП «Николаевэлектротранс». Как продвигаются переговоры?
- В России трамвайный бум, идет активное обновление, приобретение городами электротранспорта. Поэтому размещать производство в Украине, точнее - в Николаеве, россиянам пока невыгодно, ведь мы не сможем обеспечить завод заказами на достаточном уровне.
Тем не менее, в марте проведем следующий этап переговоров. Надеюсь, что российская сторона все-таки посчитает целесообразным размещение сборки трамваев в нашем городе. Это даст возможность Николаеву обновляться, мы сможем приобретать трамваи на льготных условиях: либо по более низкой цене, либо с отсрочкой платежей.
- Красавец трамвай производства  этого же завода, который в конце прошлого года был презентован николаевцам, после обкатки вернется домой в Россию?
- Он был предоставлен для прохождения сертификации, и он ее прошел. Вопрос по приобретению трамвая изначально не ставился. Я хотел, чтобы мы привезли его сюда, чтобы он прошел сертификацию, хотел показать, что такое современная техника.
- Вернемся к автомобильным магистралям города, точнее к улице Адмиральской. Планируется, что на ней вновь появятся маршрутные автобусы, они будут подвозить горожан к поликлинике №5, что у завода имени 61 коммунара, и к музейному комплексу Николаевского краеведческого музея в Старофлотских казармах. Когда появится транспорт?
- Адмиральская - улица сложная, потому что во время проведения мероприятий ее перекрывают. Это усложнит движение маршруток. Появятся они после проведения оптимизации, которая запланирована на конец этого года - начало следующего.
- Пожалуй, впервые за последние десять лет всерьез заговорили о речном транспорте как альтернативе наземному городскому. Что представляет собой программа развития речных пассажирских перевозок, откуда и куда горожане смогут добраться на маломерных судах 1965 года выпуска?
- Есть проект, разработанный совместно с НУК имени адмирала Макарова, он предусматривает строительство трех катамаранов с осадкой 70 см, которые смогут осуществить высадку пассажиров без причальных стенок (с ними в Николаеве сложности).
В апреле эта программа будет вынесена на рассмотрение депутатского корпуса. Для ее реализации нужно 10 миллионов гривен. В городском бюджете средства эти не заложены, потому хотелось бы рассчитывать на поддержку меценатов и спонсоров.
Остался только один маршрут речного транспорта - «Каботажный мол - Малая Корениха». Хорошо бы вернуть сообщение в летнее время в Сады. В целом программа предполагает развитие и возврат ранее существовавших маршрутов в Корабельный район, открываются возможности для использования маломерных судов в Очакове, Новой Одессе. Но начинать нужно с малого.
- Известно, что вы встречались с гендиректором «НИБУЛОНа» Алексеем Вадатурским. Окончательной позиции по этому вопросу у него пока нет, но чем конкретно он может помочь?
- В беседе с Алексеем Афанасьевичем я не получил ни отрицательного ответа, ни положительного. Думаю, в ближайшее время еще раз проведем встречу по этому вопросу. У «НИБУЛОНа» есть проект, он в эскизе, на строительство скоростных судов сообщением Николаев - Кинбурнская коса, Очаков, Новая Одесса. Раз компания проявляет интерес к развитию речных перевозок, то, конечно, первым делом я обратился к нему.
- Поскольку вопросы предпринимательства вы тоже курируете, вспомним прошлогодний рейд по питейным заведениям вблизи николаевских вузов. Он выявил злостных нарушителей - бары возле ННУ имени В. Сухомлинского, у большинства из которых закончились договора аренды земли, нет разрешений на установку летних кафе и прочее. Недавно стало известно, что за все это владельцы баров заплатили по 102 гривны штрафа. Получит ли разрешение вереница ларьков в нынешнем году? Ведь ранее заявлялось, что летними площадками теперь займется специальная комиссия.
- Инициативная молодежь написала обращение на имя секретаря горсовета Владимира Коренюгина, в ближайшее время оно попадет на рассмотрение депутатской комиссии. Я сторонник того, чтобы демонтировать объекты, которые соседствуют с Николаевским национальным университетом. Их размещение не отвечает действующему законодательству.
В целом количество летних кафе в текущем году сократится. Для прохождения конкурса «летники» должны иметь приличный внешний вид, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
- То есть можно надеяться, что пивные палатки уберут и с главной улицы?
- Мы не планируем размещение объектов сезонной выносной торговли на улице Советской без привязки к стационарным объектам. Если есть кафе или ресторан, который оборудован санузлом с холодной и горячей водой, чтобы можно было помыть посуду, тогда да. Но отдельно стоящих баров не будет.
- Инвентаризация «мафов», инициируемая вами, закончена. Сколько незаконных объектов демонтировано?
- Ни одного. Когда я инициировал инвентаризацию малых архитектурных форм, то хотел посчитать их и предполагал, что около 400 объектов будет без разрешительных документов, а значит, мы сможем либо предоставить им возможность узакониться, заключив договора личного срочного сервитута, либо демонтировать объекты. В первом случае городской бюджет получил бы 4-4,5 млн. гривен.
Проведенная инвентаризация показала, что в Николаеве 971 объект, либо вообще не имеющий разрешительных документов, либо не имеющий полного пакета документов.
Еще у 300-400 «мафов» договор аренды земли закончится в этом году. Это колоссальные средства! Можно было бы сделать остановки, приобрести в кредит троллейбусы, тысяча «будок» - это 8-9 млн. гривен! Такая же ситуация с выносной торговлей.
Неоднократно я инициировал вопрос создания рабочей группы по этому  поводу, а их должно быть две - одна занималась бы вопросами по Корабельному и Ленинскому районам, другая - по Заводскому и Центральному. 5 марта должны подать состав этих групп на утверждение мэра города. Надеюсь, в ближайшее время мы сможем поставить точку в вопросе ларьков в нашем городе.
- Осенью прошлого года вы обещали взять под личный контроль вопрос открытия собственных производственных лабораторий при мини-пекарнях Николаева, чтобы избежать закрытия последних. Сколько из них уже могут самостоятельно контролировать качество выпускаемой продукции?
- Во всех десяти николаевских мини-пекарнях уже есть лаборатории. Раньше из-за их отсутствия санэпидемстанция намеревалась закрыть предприятия, но теперь люди работают, надеюсь, будут активно развиваться.
- Командировки стали неотъемлемой частью вашей жизни. Что полезного удалось почерпнуть для родного города?
- Недавно я был в Киеве, провел несколько встреч и с президентом кампании «Эталон», и с представителем государственного банка на предмет приобретения и возможности кредитования «Николаевэлектротранса» для создания на его базе предприятия, занимающегося маршрутными перевозками.
Я сторонник идеи, что перевозками в городе должно заниматься коммунальное предприятие. Главная проблема Николаева - наличие транспорта малой пассажировместительности. Из полутора тысяч автобусов, которые есть в городе, триста тридцать - с небольшим количеством посадочных мест.
Я ставлю перед управлением транспорта задачу на этот год - убрать маловместительный транспорт с улиц города. Но убрать, не заменив, невозможно. Потому городской власти нужно приобрести троллейбусы, предприятиям-перевозчикам - автобусы, но задача максимум - создание на базе КП городских муниципальных автобусов.
Девяносто процентов городов Европы обслуживают коммунальные предприятия. Их плюсы в том, что водители не станут отказываться работать в вечернее время и в выходные дни на маршрутах с низким пассажиропотоком потому, что будут знать: убыточные направления продотируют из бюджета.
- Роман Александрович, думаю, вас смело можно назвать самым популярным вице-мэром. Такая цель ставилась изначально?
- Любой госслужащий должен быть открытым - как к людям, так и к СМИ. Через последние он может донести свое видение тех или иных вопросов, раскрыть их горожанам, услышать реакцию.
Впредь буду еще чаще появляться в СМИ, чтобы николаевцы знали мою позицию в курируемом направлении, так они смогут внести коррективы в случае, если в своих расчетах мы ошибаемся.
- В последнее время у вас не лучшие взаимоотношения с городским головой, вы упорно идете на конфронтацию с ним, отстаивая свое мнение. Будете так действовать и дальше?
- Утверждение заместителей городского головы происходит на сессии городского совета. Если я считаю, что прав, то буду стараться отстоять свою точку зрения. Я всегда говорю своим коллегам: можете меня переубедить, и я признаю, что был не прав, соглашусь с вашей позицией. Но для этого должны быть аргументы, рациональный подход - не эмоциональный. Я и дальше буду отстаивать собственную позицию, потому что считаю, что за год работы на должности заместителя Николаевского городского головы я разобрался в вопросах, которые курирую. Уже есть положительные результаты, а потому моя точка зрения имеет право на жизнь.

 Беседовала Екатерина СТРИЛЬ