Отмена техосмотра: шаг вперед и два назад?

Комментарии:
5 июля Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по устранению избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», больше известный автомобилистам как закон об отмене техосмотра.
Этот закон полностью отменяет техосмотр для всех видов транспортных средств в его нынешнем извращенном виде. Отныне, теоретически, ГАИ к данному процессу не будет иметь отношения. Автовладельцев же разделили на две категории, одна из которых будет проходить обязательный технический контроль (как и сейчас), а вторая будет освобождена от такой необходимости.
Согласно новой редакции ст. 35 Закона «О дорожном движении», обязательному техническому контролю не подлежат легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, которые используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие, приравненные к ним транспортные средства, независимо от их возраста. Также на два года с начала эксплуатации от обязательного технического контроля освобождаются и все остальные легковые автомобили, и грузовики грузоподъемностью до 3,5 тонны, и прицепы к ним, независимо от формы собственности.
В то же время, некоторые категории транспортных средств должны будут проходить обязательный техконтроль с той же периодичностью, что и сейчас:
- легковые автомобили, которые используются для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепы к ним со сроком эксплуатации свыше двух лет - раз в два года;
- грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, прицепы к ним  и автомобили такси, независимо от срока эксплуатации - ежегодно;
- автобусы и специализированные транспортные средства, перевозящие опасные грузы, независимо от срока эксплуатации - два раза в год.
При этом проводить технический контроль будут те же субъекты хозяйствования (СТО), что и сейчас. Отличие в том, что после проверки техсостояния ехать в ГАИ уже не понадобится. Да и талонов ТО больше не будет. Вместо них на транспортное средство выдадут соответствующий протокол, напечатанный на специальном бланке. Вообще-то, за границей в подобных случаях обычно клеят на номерной знак или на ветровое стекло небольшую наклейку, но мы пойдем своим путем.
Планируется, что в ГАИ будет создана база «техосмотр», которая позволит при помощи специальной аппаратуры, установленной на патрульных автомобилях и на стационарных постах ГАИ, автоматически выявлять те транспортные средства, владельцы которых должны были пройти их технический контроль и не сделали этого. Но как будет работать такая база, несложно представить.
Впрочем, потеряв право проводить техосмотр в кабинете, гаишники будут делать это на дороге, независимо ни от того, проходил ли автомобиль технический контроль или нет, ни от наличия или отсутствия соответствующего протокола. Конечно, это будет незаконно.
Еще новшество - сокращение перечня документов, которые водитель обязан иметь при себе. Отныне это только «права», свидетельство о регистрации и полис «автогражданки». Доверенности, путевые листы и документы на перевозимый груз теперь не входят в перечень необходимых документов. При этом законность управления чужим автомобилем будет подтверждаться наличием того же свидетельства о регистрации.
А теперь о грустном. «Под шумок» министру внутренних дел  Анатолию Могилеву удалось протолкнуть изменения Закона
«О милиции», которые существенно расширяют перечень причин для остановки. Так, до настоящего времени существовало только три причины для остановки: нарушение правил, наличие явных признаков неисправности или загрязнения окружающей среды и наличие информации о том, что данное транспортное средство используется с противоправной целью. Сейчас же таких причин насчитывается больше десятка, и ими фактически можно обосновать любую остановку.
Так, в Законе «О милиции» теперь сказано, что работники милиции имеют право останавливать транспортные средства только в случае: нарушения правил дорожного движения; если номерной знак отсутствует, не отвечает установленным требованиям, закреплен в неустановленном месте, закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко распознать его символы с 20 метров; наличия признаков, прямо свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства; наличия данных о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения (особо впечатляет возможность причастности груза к ДТП или к совершению правонарушения - прим. авт.); пребывания транспортного средства в розыске; наличия данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения или преступления, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимости привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или работникам милиции или как свидетеля при оформлении административных материалов; проведения целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования (которые уже отменены - авт.) и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнения решений об ограничении или запрещении движения, принятых соответствующими органами; если способ крепления груза создает опасность для других участников дорожного движения; нарушения порядка установки и использования спецсигналов.
Подобное расширение прав работников ГАИ противозаконно, поскольку противоречит ст. 22 Конституции Украины.
Закон вступит в силу через
30 дней после его опубликования, то есть не ранее середины августа. В то же время, в ГАИ уже не составляют протоколы ни за просроченные талоны ТО, ни за отсутствие доверенности. А если такие протоколы и составят, их можно будет легко обжаловать в суде после вступления закона в силу. Тем не менее, при наличии таких документов пока их лучше возить с собой. Ну, а если пришла пора их обновить, от этого можно и воздержаться.

Владимир Шляховой, журналист