Ограждающая дамба в гирле Быстрое - очередной шаг к восстановлению украинских позиций на Дунае

Комментарии:
Всем штормам назло!
Государственное предприятие «Дельта-Лоцман» организовало двухдневный пресс-тур для журналистов украинских СМИ на ограждающую дамбу глубоководного судового хода «Дунай-Черное море». В Придунавье, в район гирла Быстрое отправился и корреспондент «Николаевских новостей» Александр Сайковский.

Глубоководный судовой ход: украинская позиция
Ограждающую дамбу морского подходного канала глубоководного судового хода (ГСХ) «Дунай-Черное море» вывели на полную длину - 2730 м. Это знаменательное событие в пятилетней истории украинского ГСХ. За все время проведения работ по восстановлению судоходства в украинской части дельты Дуная были и подъемы, и падения, но обязательным оставалось условие, продиктованное проектировщиками, - необходимость строительства ограждающей дамбы параллельно работам по сооружению канала. При постоянной угрозе заиливания или даже потери канала при отсутствии дамбы она была возведена в полном объеме всего за год. Это стало возможным благодаря системной работе, прежде всего, правительства Украины, создавшего межведомственный координационный совет и объединившего усилия министерства транспорта и связи, министерства иностранных дел, планомерной и настойчивой работе заказчика - ГП «Дельта-лоцман», генподрядных организаций и генерального проектировщика - ЗАО «Укрречтранспроект» (Киев).
Сейчас строители заканчивают ее облицовку большими гранитными глыбами. Дамбу строят вопреки всем трудностям. Заказчику строительства - ГП «Дельта-лоцман» - пришлось столкнуться с претензиями на международном уровне. Румыния увидела в украинском ГСХ опаснейшего конкурента на рынке морских и речных транспортных перевозок из Черного моря в порты Дуная и обратно. До недавнего времени эта страна была единственным держателем каналов в дельте Днепра, а значит, чувствовала себя монополистом в отношении пропуска грузов к центрально-европейским портам. Понятно, кто все последние годы препятствовал проекту строительства, при этом используя статус члена Евросоюза. Жалуясь во всевозможные международные экологические инстанции на Украину, наш южный сосед втихаря проводил дноуглубительные работы, сбрасывая грунт в общем русле Дуная, тем самым перераспределяя водный поток в свою, румынскую, сторону.
По словам директора ГП «Дельта-лоцман» Александра Голодницкого, глубоководный судовой ход имеет четкие цели и задачи. Это и прекращение искусственного изменения гидрологии Дуная, что положительно скажется на экологии всего региона, и обеспечение территориальной целостности нашей державы, а также  получение Украиной рычагов геополитического влияния в Европе и экономическая безопасность государства.



Дамба сделает путь судов безопаснее

ГП «Дельта-Лоцман», введя в эксплуатацию такие мощные гидротехнические сооружения, как ограждающая дамба и морской подходной канал, преследует отнюдь не внутриведомственные интересы. Важнейшая составная - это разрешение множества проблем социально-экономического характера депрессивных районов Одесщины: Вилково, Измаила, Рени, Килии, Усть-Дунайска.
Регион украинского Придунавья (Болградский, Измаильский, Килийский, Ренийский районы Одесской области) - регион особый, который по геополитическим и геоэкономическим характеристикам кардинально отличается от всех остальных регионов Украины. Для местных жителей слово «река» - равноценно слову «жизнь». Торговый путь по Дунаю в Черное море испокон веков определял уровень благосостояния местных жителей и жизнеспособность всего Придунавья.
Когда-то тут, в середине прошлого века, транспортное сообщение «река-море» процветало. Успешно функционировало крупное рыбхозяйство в Вилково. Для увеличения грузооборота был реконструирован Измаильский порт, фактически заново построены порты в Рени и Усть-Дунайске, а также судостроительные и судоремонтные заводы в Измаиле и Килии.
Сейчас же суда Украинского дунайского пароходства томятся пленниками в искусственно вырытой «затоке». А вилковские рыбаки, как их предки - задунайские казаки, помолятся Николаю-Чудотворцу на удачу, да и уходят в море на своих лодочках.
С остановкой судоходства уменьшились отчисления в бюджет, резко упала социальная сфера, возрос уровень заболеваемости, а смертность вдвое превысила показатель рождаемости. Налицо локальная гуманитарная катастрофа, а экономика края несла убытки на миллиарды гривен.


Поднять с колен некогда процветающий край, возвратить домой своих работяг, фактически вернуть жизнь на реку  - в этом и состоит целесообразность возрождения судоходства на Дунае.
В середине октября было закончено строительство надводной части ограждающей дамбы морского подходного канала.
В минувший четверг журналисты наблюдали, как строители фирмы «Спецдорстройтехника» производили облицовку дамбы бутовым камнем крупной фракции. По расчетам специалистов, к концу ноября все работы будут закончены.
Полное окончание строительных работ позволит обеспечить безопасность судоходства, значит, станет дополнительным аргументом для привлечения судовладельцев. По словам Александра Голодницкого, увеличить загрузку канала позволят и другие преимущества украинского глубоководного судового хода - удобное соединение его с морем, круглосуточное и двустороннее движение по естественным рукавам Дуная и более низкие (на 40-60%), чем в Румынии, тарифы. Для сравнения: Сулинский канал пропускает суда только в одну сторону и только в светлое время суток. К тому же, судовладельцев привлекают и устойчивые характеристики канала - проходная осадка сейчас составляет 5,5 метра.
Ничто не приходит в одночасье. За клиента и за свое влияние в сфере лоцманских услуг надо постоянно бороться. ГП «Дельта-Лоцман» это удается. На сегодняшний день показатель количества судопроходов через украинский ГСХ на 30-50% выше, чем у румынского канала. Благодаря успешной рекламной кампании только в июле крупная металлургическая фирма Arcelor Mittal переориентировала доставку руды на свое предприятие в румынском Галаце через наш ГСХ. Каналу отдают предпочтение и пассажирские перевозчики, в частности молдавская пассажирская линия т/х «Принцесса Елена», осуществляющего рейсы в Стамбул. По ГСХ «Дунай-Черное море» проходят также туристические рейсы на Вилково.


Защита национальных интересов объединит ветви власти
Тему развития ГСХ «Дунай-Черное море» и Придунавья в целом обсуждали в Измаиле на выездном заседании депутатов Верховной Рады по вопросам украинско-румынских отношений и развития региона. В обсуждении приняли участие политики, общественные деятели, хозяйственники, которые знают об этих проблемах не понаслышке: народные депутаты Борис Тарасюк и Юрий Крук, народный депутат, заместитель председателя парламентской группы по международным связям с Румынией Павел Унгурян, заместители министра транспорта и связи Михаил Чубай и министра охраны окружающей среды Дмитрий Гурский, посол по особым поручениям МИД Украины Алексей Шовкопляс, одесский вице-губернатор Иван Чорбаджи, директор ГП «Дельта-Лоцман» Александр Голодницкий, представители министерств, ведомств и силовых структур.
Речь шла также о необходимости наступательной позиции Украины в вопросах трансграничного взаимодействия, совместного с Румынией мониторинга дельты как целостного природного объекта, о выгодах от ограждающей дамбы, преимуществах украинского глубоководного судового хода, который позволяет безопасно эксплуатировать суда и в зимнее, штормовое, время (гарантирована проводка судов с осадкой 5,5 метра).
Дискуссию в Измаиле экс-министр иностранных дел, народный депутат Украины Борис Тарасюк назвал чрезвычайно конструктивной, а подводя итоги совещания, заявил, что защита национальных интересов Украины должна объединить все ветви власти.