Автор громкой кражи золотых изделий из «Никольского посада» огорошил всех в здании суда...

Комментарии:
Облава на беглеца
Недаром в народе говорят: часто героический поступок доводится совершать одним, чтобы исправить нерадивость других. Подтверждением этим словам являются события, имевшие место в начале лета 2008 года.
Куда делся арестант?
3 июня 2008 года у начальника Николаевского городского управления милиции полковника Николая Светочева был юбилей: 25 лет совместной жизни со своей женой Людмилой, также сотрудником милиции. Как и водится в таких случаях, были приглашены гости, готовился праздничный стол. Накануне Николай Тимофеевич сложил документы в сейф, тщательно закрыл окна кабинета и уже собирался выходить. Но тут зазвонил телефон, и оперативный дежурный сообщил: «Товарищ полковник! У нас ЧП - из зала суда Центрального района сбежал подсудимый, доставленный туда из СИЗО!».
«Вот так юбилей!» - в сердцах подумал Светочев. Но тут же отдал команду: «Срочно подними личный состав по сигналу «тревога». И быстро собери в моем кабинете всех заместителей и начальников служб. Я скоро буду!».
А пока те собирались, Николай Тимофеевич успел купить самый красивый букет цветов. Забежав с ним в квартиру, он поцеловал жену, вручил ей розы и беспечно заявил: «Люда, тут у меня появилось срочное дельце. Ты пока встречай гостей, а я скоро буду…». Полковник еще не знал, что домой он вернется лишь через несколько суток. Светочев лично возглавил одну из групп.
Как и положено в таких случаях, мобильные группы из числа сотрудников различных служб Николаевского горуправления милиции в считанные минуты перекрыли город. К этому времени Светочеву доложили первую информацию: воспользовавшись оплошностью сотрудников караула, в спешке не пересчитавших людей, доставленных из СИЗО в зал заседания Центрального районного суда, одному из подозреваемых, 25-летнему Павлу Ивкову, ранее трижды судимому, каким-то образом удалось беспрепятственно покинуть здание суда. А доставили его туда для проведения судебного следствия по факту совершения вместе с подельником Александром Батышевым кражи золотых изделий из ювелирного отдела магазина «Никольский посад».
Ознакомившись с досье на Павла Ивкова, Светочев понял: сыщикам горуправления милиции придется иметь дело с уголовником со стажем. Взять такого будет непросто.
Во все горрайорганы Украины была немедленно отправлена детальная ориентировка. В ней помимо всего значились особые примета беглеца - на левом плече татуировка в виде креста, на верхней части груди - две шестиугольные звезды.
Никому не надо рассказывать, как восприняло руководство УМВД области этот побег из-под стражи. Как обычно в таких случаях начался «разбор полетов» с соответствующими выводами в виде «братской могилы» (так в милицейских кругах называют приказ руководства о наказании большой группы сотрудников за те или иные промашки и упущения по службе, приведшие к тяжким последствиям). Но наказание наказанием, а ловить беглеца все равно нужно.
В данной ситуации даже самый молодой сыщик прекрасно понимал, что Ивкова в Николаеве наверняка уже нет. Не такой он глупый, чтобы отсиживаться дома. Поэтому нет особой необходимости тратить время на проверку его николаевских связей. Оттого все свои усилия оперативники сосредоточили на проверке родственных и иных связей Ивкова в других городах Украины.  
Облава на беглеца
В один из дней оперативники получили информацию: Ивков скоро должен объявиться в Николаеве. Ведь ему наверняка нужны деньги и документы. Но хитрый преступник, даже прибыв в родной город, домой не пошел. Он снял номер в гостинице одного из николаевских санаториев-профилакториев. Его расчет был прост: в обычных гостиницах нынче народа маловато, а в профилакториях людей значительно больше, и они постоянно в движении. Оттого есть возможность затеряться в толпе, не привлекая внимания к своей персоне.
Когда было точно установлено, в каком номере гостиницы остановился Ивков, сыщики тут же тщательно спланировали операцию по задержанию беглеца. Руководил ею лично Светочев. Он подробно проинструктировал участников группы захвата, ведь не исключалась возможность, что Ивков вооружен и так просто в руки милиции не дастся.
В условленный час группа сыщиков затаилась на лоджиях, примыкавших к номеру злоумышленника. Не успел Павел выйти на балкон, как на него внезапно навалились несколько крепких парней. В доли секунды на руках Ивкова щелкнули стальные «браслеты». Он никак не ожидал подобного развития событий. Отныне единственное, что ему оставалось, так это ругать себя за допущенную оплошность. Он прекрасно знал, что за совершение дерзкого побега из суда ему неминуемо «доболтают» (прибавят) срок по статье 393 Уголовного кодекса Украины, согласно которой беглецу дополнительно будет «светить» от 3 до 5 лет лишения свободы.
Через несколько минут задержанный был доставлен в один из кабинетов на улице Артиллерийской, где размещается городское управление милиции. Здесь, немного придя в себя, Ивков и поведал следователю мотив побега. В тот день его доставили в зал суда. В начале 2008 года в Николаеве Павел Ивков вместе с Александром Батышевым ночью взломали запоры и проникли в магазин «Никольский посад», где из ювелирного отдела похитили 2,5 килограмма золотых изделий на общую сумму 348 тысяч гривен. Это «рыжье» они толкнули в Киеве одному из «барыг». Получив наличные, подельники съездили на авторынок в Тернополь и купили там за 10 тысяч «баксов» бэушный «Опель». На этом авто они затем колесили по областям Украины без водительских прав. Кроме того, за дружками числились и другие нехорошие «делишки», в частности кражи из офисов. Однако сколько веревочке не виться…
И стали конвоиры возить Ивкова на судебное следствие в зал заседаний суда Центрального района. В эти жаркие дни от вида оголенных николаевских девиц Павла взяла тоска. И он решился на дерзкий побег из ностальгических побуждений. Дабы хоть одним глазком взглянуть на свою первую любовь Олю, перекинуться с ней словцом. И вот она, удача! Во время пересчета арестантов в специальном боксе он спрятался за дверью. Конвоиры в спешке просчитались и обнаружили отсутствие Ивкова уже при пересчете арестантов в «стакане» СИЗО.
А тогда, в конце рабочего дня, конвоиры, быстро закрыв дверь «бокса» на замок, спешно увезли остальных арестантов в СИЗО. Ивков выждал несколько минут, ногой выбил дверь, вышел в коридор суда и выскочил на улицу. Немного придя в себя и уверовав, что он таки на воле, первым делом явился в квартиру на улице Крылова, где жила Ольга. Но здесь его ждала неприятная новость: оказывается, девушка за то время, пока он в очередной раз тянул срок, вышла замуж и уехала с мужем в Прибалтику.
Павел, не солоно хлебавши, покинул эту квартиру, при этом прекрасно понимая, что домой ему идти «стремно». Там его наверняка ждет засада. Но не для того Пашка вырвался на свободу, чтобы через несколько часов снова очутиться в душной камере СИЗО. Куда ж ему, бедолаге, теперь податься - без денег и, главное, без документов? Пораскинув мозгами, Ивков решил сыграть с судьбой-злодейкой (а также с ментами, прокурорами и судьями) в прятки. Раздобыв денег на дорогу, он спешно уехал в Одессу. Здесь беглеца приютила жена одного из его сокамерников по Николаевскому СИЗО. Однако сидеть даром на ее шее для уголовника, жившего по воровским понятиям, было «западло». Но не идти же на работу! Что оставалось делать в этом случае? По воровской привычке Ивков совершил очередную кражу. На этот раз дорогого мобильного телефона, коробку от которого николаевские сыщики нашли при обыске в сумке с его личными вещами. Тем самым николаевские опера невольно помогли своим одесским коллегам раскрыть эту кражу.
После допроса по факту побега из суда Ивкова вновь водворили в камеру СИЗО. Здесь его приняли с распростертыми объятиями. Ведь своим необычным побегом он заработал еще больший авторитет в преступном мире. Это было ему на руку перед очередной «ходкой» в зону.
Справедливая расплата
Далее, кроме дальнейшего судебного следствия по факту кражи из магазина «Никольский посад», против Ивкова возбудили еще одно уголовное дело - за побег. Реальная перспектива идти на этап, ехать в одну из колоний и там зимовать в холодном бараке Павла устраивала не очень. Другое дело перекантоваться зимой в теплой камере СИЗО в компании таких же сидельцев. Да и передачи из дому здесь можно получать более регулярно.
Поэтому, чтобы затянуть процесс расследования дела и оттянуть время вынесения приговора, Ивков вместе со своим подельником Батышевым прибегнул к  проверенной тактике. В ходе судебного заседания они стали утверждать, что якобы ранее данные ими показания из них выдавили сотрудники милиции путем морального и физического «пресса». На руку в этом деле лихой парочке были и публикации в республиканской прессе о фактах незаконного осуждения людей, якобы невиновных в совершении тех или иных преступлений.
Более того, Ивков и Батышев даже прибегали к голодовке и попыткам суицида. Но эти приемы не помогли уголовникам избежать ответственности за свои «подвиги». К тому же, всякие домыслы о каком-либо давлении работников милиции на фигурантов этого дела квалифицированно и однозначно пресек Геннадий Буц - прокурор отдела поддержания государственного обвинения в судах Николаевской области. Он заявил в глаза Ивкову: «Когда ты в прошлый раз выходил из Вознесенской колонии, то клятвенно обещал больше не воровать. И что ты теперь скажешь?».
Дело в том, что в мае 2008 года Геннадий Буц уже рассматривал материалы в отношении Ивкова по факту совершения тем кражи и мошенничества. С учетом обещания Ивкова более не преступать закон, суд заменил ему неотбытую часть срока на исправительные работы. Тогда же Ивкову популярно разъяснили: в случае совершения им другого преступления к сроку за него будет прибавлена еще и неотбытая часть срока за предыдущее преступление…
Тщательно исследовав собранные доказательства, выслушав доводы обвинения и показания, данные подозреваемыми, Центральный суд приговорил Павла Ивкова к 9 годам и 5 месяцам, а его подельника Александра Батышева - к 7 годам и 5 месяцам лишения свободы. Подсудимые написали жалобу в областной суд на слишком уж суровый, по их мнению, приговор. Однако судебная коллегия по уголовным делам Апелляционного суда Николаевской области под председательством судьи Александра Ржепецкого приняла решение оставить эту апелляцию без удовлетворения, а вынесенный ранее приговор - без изменений.

Владимир ЗАЦЕРКЛЯНЫЙ, член Национального союза журналистов Украины, Центр общественных связей УМВД области