Дивиденды закончились, не начинаясь

Комментарии:
Куда девалась обещанная прибыль за сертификат?
Раиса Федоровна Устинова из Снигиревки Николаевской области в своем письме в редакцию спрашивает: «Прошу вас объяснить мне, кто меня обокрал?»
А проблема в том, что в 1992 году Раиса Федоровна получила сертификат стоимостью 10 миллионов 50 рублей. Потом приехали «деловые люди» и убедили нашу читательницу и многих ее знакомых сдать свои сертификаты в инвестиционную компанию.
В 2002 году сертификаты Раисы Федоровны передали одной нефтекомпании, оценив 115 сертификатов суммой в... 11 гривен 50 копеек. Мало того, что за 10 лет ценные бумаги обесценились до жалких 11 гривен, так еще же и ни копейки прибыли не принесли своей владелице! «Мои дивиденды закончились, не начинаясь!» - с горечью пишет Раиса Федоровна и спрашивает: как понимать, если приватизационный имущественный сертификат обменивают на инвестиционный, и почему до сих пор нет дивидендов? То ли в неприбыльное дело вложены ценные бумаги, то ли коммерсанты дурят простых людей?
Справка. Инвестиционный сертификат - это ценная бумага, свидетельствующая об участии в инвестиционном фонде и дающая право на получение дохода (дивидендов) соответственно регламенту фонда. В отличие от акции, сертификат гарантирует некоторый минимум прибыли, но не дает права голоса на общем собрании акционерного общества. Так как спрос на акции колеблется, цена сертификата меняется.
С февраля 2002 года принадлежащие нашей читательнице инвестиционные сертификаты обменяли на акции одной крупной украинской нефтекомпании, но за шесть лет ни копейки дивидендов Раиса Федоровна не получила. «Неужели нефтекомпания так убыточно работает? - удивляется читательница. - Если так, то каким образом ее владельцы стали миллионерами?»
Только за второй квартал 2008 года цена нефти выросла на 35 процентов. Цена газа по сравнению со вторым кварталом прошлого года увеличилась на 50 процентов. В 2004 году та нефтекомпания, в которую вложены сертификаты читательницы, получила от реализации нефтепродуктов 3,163 миллиона гривен. Но, видимо, на дивиденды Раисе Федоровне этого не хватило.
Интересное расследование провела одна газета, пишущая об отечественном бизнесе. Она исследовала деятельность двадцати внешне «скромных» украинских компаний, внезапно ставших очень успешными. Лидером рейтинга по доходам оказалась компания, получившая лицензию только в конце 2006 года, однако уже в 2007 году доход компании достиг более девяти миллиардов гривен. Узнать о причинах таких высоких доходов журналисты, как ни пытались, так и не смогли. Выяснили только, что компания эта занималась скупкой и перепродажей ценных бумаг. То есть тех самых ваучеров, которые подавляющему большинству наших читателей, кроме головной боли и разочарований, ничего доброго не принесли.

Николай ЕРЛАНСКИЙ, журналист