Время перемен

По прогнозам аналитиков, объем мирового рынка спутниковых коммуникаций в 2010 году составит порядка $150 млрд. Постепенно возрастает доля подписчиков услуг широкополосного интернета, приходя

Комментарии:
По прогнозам аналитиков, объем мирового рынка спутниковых коммуникаций в 2010 году составит порядка $150 млрд. Постепенно возрастает доля подписчиков услуг широкополосного интернета, приходящаяся на спутниковую связь
Пока основными потребителями услуг широкополосного доступа являются крупные ведомственные и бизнес-структуры, телерадиокомпании и телекоммуникационные операторы.

По прогнозам аналитиков, объем мирового рынка спутниковых коммуникаций в 2010 году составит порядка $150 млрд. Постепенно возрастает доля подписчиков услуг широкополосного интернета, приходящаяся на спутниковую связь

altПока основными потребителями услуг широкополосного доступа являются крупные ведомственные и бизнес-структуры, телерадиокомпании и телекоммуникационные операторы. Однако украинская практика показывает, что небольшие компании и частные лица также могут выступать катализатором роста рынка услуг спутниковой связи. Об особенностях рынка спутниковой связи мы беседовали с генеральным директором группы телекоммуникационных компаний Датагруп Александром Данченко. Напомним, что Датагруп является основным игроком рынка спутниковой связи Украины и сегодня объединяет следующие компании: Датасат (оператор спутниковой передачи данных), Датаком (оператор наземной передачи данных), Крокус-телеком (оператор телефонной связи, г. Киев), Кол (оператор оптоволоконной связи, г. Киев), НТК (оператор телефонной связи, г. Николаев), Ремекс-телеком (оператор телефонной связи, г. Винница) и группа компаний TeleportSV (г. Харьков).

В декабре прошлого года президент британской консалтинговой компании Comsys Саймон Булл вручил компании Датагруп награду как самому быстрорастущему оператору спутниковой связи на территории Украины, России и СНГ.

«Сети и телекоммуникации»: Александр Иванович, как можно оценить сегодняшнее состояние рынка спутниковой связи Украины и положение на нем различных операторов?

Александр Данченко: На данный момент все операторы спутниковой связи, работающие на украинском рынке, и по количеству абонентов, и по числу установок VSAT-cтанций, и по качеству сервисов существенно отстают от Датагруп. Следует отметить, что количество установок для оценки деятельности оператора спутниковой связи не является показательным параметром. Гораздо важнее - количество абонентов. Оператор спутниковой связи может иметь одного крупного корпоративного клиента и при этом установить ему сотни VSAT-станций. В такой ситуации этого оператора, по сути, можно назвать департаментом спутниковой связи корпоративного клиента. Так, например, Датагруп установила для одного из своих клиентов - АКБ «Укрсиббанк» - более 600 спутниковых станций.

В настоящее время мы обслуживаем также некоторых бывших крупных клиентов других операторов, в частности, Государственную таможенную службу и пограничников, АКБ «Аваль». Среди наших клиентов - самые разнородные организации: от физических лиц (услуга Интернет-бум) до государственных силовых структур. Надо сказать, что клиенты из разных сфер экономики уникальны, так как в каждом случае работают разные приложения (например, крупный коммерческий банк или энергораспределяющая компания областного масштаба).

СиТ: Известно, что процент частных подключений в секторе спутниковой связи растет не очень быстро. Например, в России он практически равен нулю.

А. Д.: В данном случае Россия - это не показатель, поскольку ситуация со спутниковой связью там вообще непростая. Так, в Украине стоимость разрешения на одну VSАТ-станцию составляет около $30. Это среднеевропейский уровень расходов операторов (кстати, в деле снижения тарифов серьезную роль играют специалисты бывшего Укрчастотнадзора). На территории России такое разрешение обойдется оператору примерно в $2 тыс. на одну станцию. Тут уж не до интернет-бума. И это притом, что, заплатив, нужно ожидать получения разрешения год или полтора.

Например, в Соединенных Штатах услуга, подобная интернет-буму, приносит оператору

360 тысяч инсталляций спутниковых станций в год для частных лиц при высоком развитии оптических и DSL-коммуникаций. Это говорит о положительных тенденциях в частном секторе применения спутниковой связи.

СиТ: C чем связаны сложности бизнеса по предоставлению услуг спутниковой связи? Почему остальные присутствующие на рынке операторы развиваются медленно?

А. Д.: До выхода на рынок компании Датасат в Украине работали два оператора спутниковой связи, которые, по сути, боролись за одних и тех же клиентов. На момент начала работы Датасат суммарное количество VSАТ-станций составляло порядка 300 на территории всей Украины. В первый же год работы мы инсталлировали еще 270 (при наличии разных клиентов). В течение второго года количество инсталлированных станций приблизилось к 700. Когда мы дошли до тысячи станций, на рынке стали появляться другие компании, планирующие предоставлять услуги спутниковой связи.

Не секрет, что это очень сложный вид бизнеса. Рентабельность у спутниковой связи достаточно невысокая. Наша компания - обладатель собственной уникальной технологии по продажам. Кроме того, в нашем распоряжении оказалась клиентская база, которую на первом этапе щедро предоставила корпорация Инком. Она и сейчас помогает нам с решениями в сфере телекоммуникаций. Можно сказать, что мы выехали, во-первых, благодаря наличию многочисленной высокопрофессиональной команды инженеров, и, во-вторых, благодаря уникальной истории и опыту продаж компаний ICS и Инком. К тому же, Датасат создавался на базе достаточно успешной компании, которая занималась мобильной спутниковой связью. Постепенно мы начали строить наземные линии связи, активировать новые сервисы, то есть создавать полноценного мультисервисного оператора связи. Все это способствовало плавному снижению операционных затрат, и соответственно, конечной стоимости услуг для клиентов. Cейчас мы позиционируем себя как полноценного оператора, хотя наша лидирующая позиция на отечественном рынке спутниковой связи очевидна. Мы лидируем в СНГ и находимся в первой десятке операторов Европы.

Оказалось, что для того, чтобы быть успешным на рынке спутниковой связи, недостаточно купить дорогой хаб. Один из факторов успеха - правильный выбор оператором технологии и производителя оборудования. Доля компании Hughes Network Systems, оборудование которой мы используем, составляет около 70% мирового рынка спутникового оборудования. Важна серийность используемого продукта, наличие его массового производства. Что же касается используемых технологий спутниковой связи, то некоторые из них являются в большей степени мифами, подобно технологии WiMAX. Мы постоянно испытываем новые технологии, в частности

DVB-RCS. В момент испытаний все работает отлично. Однако при увеличении количества станций, скажем, до 30, появляются проблемы. Что же говорить об обслуживании с помощью этой технологии, например, крупных коммерческих банков, которым необходимы сотни VSAT-станций?

СиТ: Как развивается услуга Интернет-бум?

А. Д.: В настоящее время насчитывается около 370 пользователей услуги Интернет-бум. До конца года мы ожидаем прирост клиентов до тысячной отметки - план по продажам ежемесячно выполняется. Для сравнения, в прошлом году на всей территории России инсталлировано порядка 700

VSAT-станций, при этом в частном секторе - 0.

СиТ: Способствует ли действующая в Украине разрешительная система разворачиванию бизнеса по предоставлению услуг спутниковой связи?

А. Д.: Следует отметить, что разрешительная система постепенно улучшается. Если оператор работает в открытую, честно сертифицирует оборудование, честно показывает используемую полосу радиочастот, честно платит деньги за используемые радиочастоты - проблем, как правило, не возникает. Примерно два года назад с участием специалистов Укрчастотнадзора была разработана необходимая нормативная база, согласно которой вполне нормально можно работать. В прошлом году через НКРС и Украинский государственный центр радиочастот Датагруп инициировала снижение тарифов на услугу радиочастотного мониторинга в сфере спутниковой связи. Целью такого мониторинга является обеспечение отсутствия помех со стороны работающих спутниковых станций. В Украине используются станции с одноваттными передатчиками (в Европе, как правило, двухваттные, и указанная процедура не производится).

СиТ: Возникают ли проблемы со сдачей в эксплуатацию каждой станции?

А. Д.: Нельзя сказать, что с этим все хорошо, но и нельзя сказать, что плохо. Бюрократические проволочки, безусловно, существуют. Например, при установке каждой станции мы обязаны получить заключение санэпидемстанции. Однако при наличии всех сертификатов вопросы, в конце концов, решаются.

СиТ: Насколько клиентами востребован ресурс VSАТ-станций?

А. Д.: Пока ресурсы устанавливаемых нами спутниковых оконечных станций ограничены 1 Мбит на передачу и 60 Мбит - на прием. Это, конечно, огромный ресурс. Однако спутниковые технологии имеют еще одно неоспоримое преимущество - они позволяют в течение нескольких секунд менять скорость. Такое быстрое регулирование сервисов по наземке невозможно. Допустим, клиенту раз в неделю нужна большая скорость, чтобы использовать видеоконференцсвязь (это встречается, например, в практике облэнерго). Если бы в этом случае использовалась наземная технология, то все оборудование пришлось бы настраивать на максимальную скорость, и клиент постоянно должен был бы платить за максимальный канал. Таким образом, спутниковые технологии позволяют оптимизировать расходы любого клиента.

СиТ: Как бы вы оценили в процентном отношении украинский рынок спутниковой связи по видам предоставляемых услуг: VSAT, предоставление магистральных каналов, телерадиовещание, интернет-услуги, подвижная спутниковая связь?

А. Д.: Телерадиовещание и предоставление магистральных каналов - это приблизительно 40%, 30% составляют услуги VSАТ. Около 15% cоставляют интернет-услуги, оставшаяся доля приходится на все остальные услуги.

Лиц. АВ №120240 от 17.07.2006 выд. НКРС

Ирина ПОПОВА, журнал «Сети и Телекоммуникации»