Корреспондент «Николаевских новостей» отправился в командировку по Великому шелковому пути

Мандариновый рай.

Группа украинских журналистов, в которой был и корреспондент «Николаевских новостей», осуществила пресс-тур в Грузию. Его организовала судоходная компания «Укрферри» и правительство Аджарии. Маршрут нашего парома пролег из Ильичевска в Батуми.
Во власти морской стихии
В советские времена из Ильичевского порта  каждые четыре часа уходило судно, но после развала СССР, мореходство на Черном море сошло на нет. Однако через несколько лет компания «Укрферри» восстановила образовавшуюся «брешь» между Азией и Европой, сделав паромные переправы своей вотчиной.
Примерно в то время Президенты Украины и Грузии Леонид Кучма и Эдуард Шеварднадзе приняли политическое решение об активном возрождении «Великого шелкового пути». Его морским участком как раз и должна была стать регулярная паромная переправа Ильичевск-Поти.

подробнее

Первые рейсы были убыточными, но «Укрферри» продолжала вкладывать средства в развитие линии, увеличивая количество рейсов. Инвестиции вскоре стали возвращаться сторицей. Спустя год после начала работы нового маршрута им заинтересовался Евросоюз, который предоставил многомиллионный грант для развития морского участка евроазиатского транспортного коридора ТРАСЕКА. Наведение паромных переправ в Батуми, а позже и в Поти, позволило соединить в единую железнодорожную сеть дороги Европы и Азии. Это открыло новые перспективы для сотрудничества двух континентов и сократило сроки доставок по железным дорогам на треть. Выгода для грузовладельцев стала очевидной. На сегодняшний день по Черному морю курсируют пять теплоходов: «Герои Шипки», «Герои Плевны», «Грейфсвальд», «Вильнюс» и «Каледония».

В царстве Грейфсвальд
Украинские журналисты в столицу Аджарии, этой автономной республики в составе Грузии, добирались на пароме «Грейфсвальде. Во время этого четырехдневного перехода из Ильичевска в Батуми и обратно я ощутил все прелести и невзгоды морских путешествий.
Паром «Грейфсвальд» поражает своими размером и мощью! Построенный в Германии в 1988 году, он ходил сначала по Балтике, а в начале тысячелетия был выкуплен Украиной и оказался на Черном море. «Грейфсвальд» отметился и в Книге рекордов Гинесса. Об этом свидетельствует сертификат, занявший почетное место на капитанском мостике. Этот паром признан одним из самых больших в классе автомобильно-железнодорожных пассажирских. На его борту могут разместиться 50 универсальных железнодорожных вагонов и 50 массивных фур. Было любопытно наблюдать, как «ненасытное чрево» парома «заглатывает» один за другим грузовики и вагоны. «Грейфсвальд» может перевозить грузы всех девяти классов - от взрывчатых и легковоспламеняющихся и до грузинских вин, зелени и цитрусовых. Поэтому к любителям выкурить сигаретку здесь особые требования. Подымить можно лишь в специально оборудованной комнатке. Если же экипаж поймает  нарушителя на открытой палубе или в каюте, тому придется раскошелиться на штраф в 50 долларов.
От ильичевского пирса мы отошли глубокой ночью. А уже утром, выйдя на палубу, заметил, что  время здесь идет по-другому. Современный человек, привыкший к мобильной связи и интернету, здесь, где все планшеты и ноутбуки не работают, начинает ощущать окружающий мир по-иному. Появляется время о многом подумать и полюбоваться красотами мира без «внешних раздражителей».
Морской качки на «Грейфсвальде» не ощущаешь.  Как позже я узнал, на этом пароме установлены специальные устройства, «гасящие» возможные колебания.
Вечером второго дня нашего вояжа на горизонте замаячили огни Батуми. Мы подошли практически к берегу (насколько позволяла осадка судна), но выйти на него смогли лишь утром.

В царстве цитрусовых
И вот пограничник ставит в мой загранпаспорт штампик. И «Добро пожаловать в Грузию!». Через несколько минут я ступил на землю мифической Колхиды. Кстати, в Батуми даже стоит памятник колдунье Медее, держащей в руках золотое руно, за которым почти по тому же маршруту, что и мы, ходил Ясон.
Увы, из-за шторма, обрушившегося на Черное море несколько дней назад, времени насладиться красотами Грузии у нас было не так уж и много. Судоходная компания, желая наверстать вынужденный простой, сократила время стоянки в порту почти на сутки. Но это никоим образом не уменьшило приятных ощущений от увиденного. Даже не верилось, что находишься в стране, которая, как и Украина, «выпала» из СССР два с лишним десятка лет назад. Уютные улочки, приветливые прохожие, заасфальтированные  ровненьким покрытием дороги. Увиденное больше напоминает картинки из презентаций стран Европы.
...Мы садимся в микроавтобус и отправляемся в «мир цитрусовых». За полдня успели побывать на плантациях, на заводе по переработке мандаринов, в питомнике цитрусовых и в ресторане, куда, кстати, любит захаживать теперь уже бывший президент Грузии Михаил Саакашвили.
Благодаря горной почве и субтропическому климату, здешние мандаринысчитаются более полезными, нежели испанские или турецкие. Но, несмотря на это, до недавнего времени грузинские мандарины были для украинцев редкостью. Причина банальна: знающие люди уверяют, что высшие чины украинской власти «пускали» в страну лишь те цитрусовые, поставщики которых щедро одаривали их «откатами». Однако в нынешнем году, заверили нас, Грузия намерена увеличить свое присутствие на «цитрусовом рынке» Украины, найдя легальный путь поставок.
В Грузии выращивают самый попуолярный сорт мандаринов - широколистный уншиу. Главными поставщиками являются фермеры, в том числе и 67-летний Автандил Воцкобили из Кобулети. У него мы побывали в гостях. К внушительной плантации ведет грунтовая дорога, упирающаяся в двухэтажный деревянный дом. Построил его 80 лет назад отец Автандила Ахмед. Он и начал семейное дело - высадил плантацию.
Высота «горных» мандариновых деревьев небольшая - около двух метров. Но, учитывая, что плоды, под тяжестью которых ветви прогибаются почти до земли, созревают лишь в середине ноября, они мало похоже на привычные нам. Лишь при внимательном осмотре узнаешь в зеленых шариках фрукты, которые вскоре станут неизменным оранжевым атрибутом новогоднего стола.
Сад Автандил обрабатывает вместе с женой. Убирают от опавших ветвей и листьев, четыре раза в году опрыскивают пестицидами, чтобы урожай «не достался» вредителям, которых, как и везде, предостаточно. С четверти гектара, примерно такова площадь этой плантации, грузинскому фермеру удается собрать около 15 тонн мандаринов! На сбор урожая он нанимает работников. Проблем с реализацией товара у грузинских фермеров нет - мандарины скупают на специально оборудованных приемных пунктах. А уже оттуда они попадают либо на рынки, либо на заводы по переработке. На одном из таких, Georgian Industrial Asset Managenent Group или  GIAM Group, побывали и мы.
- Здесь мы проводим товарную обработку. Это подготовка, упаковка, сортировка и многое другое необходимое, чтобы продать мандарины свежими. Тут и промышленная обработка цитрусовых. Мы производим мандариновый сок, мандариновое пюре и мандариновое эфирное масло, - делится «секретами» производства директор завода Мераб Ардзенадзе.
Мощность производства, а оборудование тут итальянское, впечатляет - около 25-30 тонн в сутки.
- В прошлом году мы переработали 10 тысяч тонн мандаринов и получили 800 тонн мандаринового концентрированного сока. Наш продукт является полуфабрикатом. Его отправляют на консервные заводы и на соковые заводы, - рассказывает директор. Он уверяет, что никакой химией мандарины на его предприятии не обрабатывают. Чтобы продукт хранился дольше, его лишь стерилизуют. Любопытно: несмотря на то, что завод является как бы «международным» (собственниками являются Украина, Россия и Белоруссия), на украинские рынки его продукция практически не попадает.
Заставил нас удивиться и так называемый питомник цитрусовых. Шутка ли! Здесь собрано более 65 видов саженцев из Китая, Греции, Японии, Испании и Грузии. Агроном Леван Кекелидзе пояснил, что в питомнике проводят исследовательскую и селекционную деятельность.
- Мы изучаем  особенности поведения растений в неблагоприятных условиях. Те саженцы, которые приспособились к нашим условиям и дают высокую урожайность, получают дальнейшее распространение, - рассказывает агроном.
По сути, это «райское» место, собравшее цитрусовые со всего мира, стало своеобразным банком этих плодов. Деревца, поселившись вдали от родины, чувствуют себя в непривычных условиях вполне комфортно, о чем свидетельствует их плодовитость. Тут более ста грузинских ученых ведут научную разработку новых сортов - выращивают лучшие из лучших.
Кстати, начальник департамента внешних связей Ираклий Горадзе подчеркнул, что в Аджарии огромное внимание уделяется развитию и селекции цитрусовых: их районированию, переработке и экспорту.   
Ближе к вечеру, сполна «нагулявшись» по сельской глубинке, мы получили возможность побродить и по Батуми. Но это уже другая история.

(Публикуется с продолжением)