Украинская философия демократической модернизации

Комментарии:

Недавно Президент Украины Виктор Янукович подписал указ о Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине. Так стоит ли ждать радикальных изменений с принятием новых инициатив?

Гражданский дебют
Дискуссии на тему становления в нашей стране гражданского общества ведутся давно, поскольку именно этот фактор является основной гарантией демократического развития государства. Но с 2004 года правительство не приняло ни одного закона, который бы законодательно регулировал взаимоотношения власти с общественностью по важным вопросам жизни общества и страны. Сегодня же изменение законодательной базы, связанной с развитием гражданского общества, стало первоочередной задачей для власти. Именно поэтому Президент Украины Виктор Янукович активно поддерживает и содействует развитию гражданского движения.
Стратегия государственной политики поддержки развития гражданского общества принимается впервые. Такого уровня программный документ является новшеством для Украины, хотя основы государственной политики в этой сфере формировались на протяжении последних 12 лет. О проблеме институализации диалога власти и общественности говорили еще при Леониде Кучме, но правовые шаги стали появляться лишь при Викторе Януковиче. Все началось с того, что в 2012 году государство впервые предприняло попытку дать аналитическую оценку проблем и общему положению гражданских организаций в Украине. В январе этого же года был создан Координационный совет по вопросам развития гражданского общества.
Правовая основа развития институтов гражданского общества
Согласно Стратегии к 2015 году в стране должны быть созданы все условия для функционирования институтов гражданского общества. Иными словами, правительство обязалось уже через три года выдать целый пакет законодательных актов, которые создадут благоприятные условия для дальнейшего развития в Украине гражданского общества. И этот процесс уже происходит. Речь идет, в частности, о принятии Закона «Об общественных объединениях».
Этого закона на протяжении десятилетия ждал весь «третий сектор», то есть гражданские организации. Ведь не нормально, когда регистрация неприбыльной общественной организации занимает больше времени и стоит дороже, чем оформление коммерческой фирмы! Против этого закона выступали не только чиновники, но и ряд организаций-монополистов, привыкших «деребанить» государственную помощь. Теперь их всеукраинский статус не будет иметь никакого значения. Более того, в перспективе им придется конкурировать за государственные гранты на прозрачных конкурсах с другими гражданскими организациями. Таким образом, в новом законе существенно упрощена процедура  регистрации общественных организаций. Теперь такие организации могут непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью, что значительно усиливает их независимость, а это соответствует европейским стандартам.
Сегодня совместными усилиями команды Президента с гражданскими организациями дорабатываются еще два закона: закон о свободе мирных собраний и закон о благотворительной деятельности. Эти законы учитывают рекомендации Венецианской комиссии, а также проект, предоставленный Комиссией по укреплению демократии и утверждению верховенства права.
Общественно-политическая активность
В Стратегии есть важная позиция - делегирование некоторых функций государства институтам гражданского общества для выполнения задач государственной и местной политики. В первую очередь, это привлечение гражданских организаций к предоставлению социальных услуг украинцам. Ученые установили, что общественные объединения предоставляют социальные услуги, как правило, эффективнее государственных учреждений, поскольку имеют более гибкую структуру и доверие населения.
Идея делегирования полномочий государства общественным организациям так же является новой для нашей страны. Тем не менее, такая практика довольно распространена во всем мире, поскольку подобное делегирование приносит ряд выгод, как государству, так и общественному сектору.
Сегодня государство нуждается в том, чтобы гражданские организации стали партнерами в реализации европейских интеграционных проектов. Именно поэтому, на конкурсной основе будет финансироваться деятельность общественных организаций в выполнении государственных, региональных задач, в том числе и реализации государственного заказа по предоставлению общественниками социальных услуг.
Для этого необходимо, чтобы как можно большее количество украинских граждан стало активными участниками общественно-политической жизни страны.

Виктор ДРУЗЕНКО,
журналист