Зависть канцлера Горчакова

Комментарии:
Шедевры Николаевского музея имени В. Верещагина.
Князь Александр Горчаков, портрет которого писал Николай Богацкий, учился в одном лицее с Пушкиным. И несколько своих поэтических творений Александр Сергеевич посвятил именно ему.
Князь Горчаков  был одним из первых учеников в Царскосельском лицее и привлекал Пушкина своими незаурядными способностями, но к ближайшим его друзьям не принадлежал. Другие лицеисты полагали, что Горчаков «в душе завидовал Пушкину за его гений и то и дело хвастался пред ним своей красотой и знатностью рода». А сам Пушкин называл князя «счастливцем с первых дней».
Но не только взлеты сопровождали карьеру Александра Михайловича, как были склонны думать современники. И тем не менее он стал министром иностранных дела, а затем и канцлером Российской империи.
В период после окончания лицея и до ссылки Пушкина на юг поэт встречался с Горчаковым в Петербурге. Сам же княз писал об этих встречах так: «Невзирая на противоположность наших убеждений, которые мы исповедуем, я не могу не испытывать к Пушкину большой симпатии, основанной на воспоминаниях молодости...». А в последнюю их встречу Пушкин написал  Вяземскому: «Горчаков мне живо напомнил лицей, кажется, он не переменился во многом - хоть и созрел и, следственно, подрос... Мы встретились и расстались довольно холодно - по крайней мере с моей стороны. Он ужасно высох».
При этом Александр Сергеевич посвятил Горчакову послания «Пускай, не знаясь с Аполлоном...» (1814), «Встречаюсь я с осьмнадцатой весной...» (1817) и «Питомец мод, большого света друг...» (1819), а также строфы  стихотворений «Пирующие студенты» (1814) и «19 октября» (1825).
А уже после смерти князя в его московском архиве была обнаружена неизвестная лицеистская поэма «Монах» и семь других автографов Пушкина.
И именно портрет выдающегося дипломата за восемь лет до его смерти пишет Николай Богацкий, который и сам находится в тот момент на пике своей художественной формы. Теперь прижизненный портрет Горчакова является одной из жемчужин портретной галереи Николаевского художественного музея имени Верещагина. Работа поступила сюда в 1964 году  из частного московского собрания коллекционера Успенского.