Народный депутат Украины Ярослав Сухой: Наши соотечественники зарабатывают неплохие деньги всюду, кроме Украины

Комментарии:
На заседании столичного медиаклуба «На власний погляд», организованного Украинским журналистским фондом, особый интерес представителей региональных изданий вызвала пресс-конференция народного депутата Украины, заместителя председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Ярослава Сухого. Этот регионал с отменным чувством юмора и хорошо подвешенным языком - просто находка для журналиста.
Правда, на сей раз Ярослав Михайлович шутил чуть меньше, поскольку заявленная тема для общения - «Поддержка отечественного товаропроизводителя» - не предполагала обилия острот.
Что нам стоит самолет построить
Первым делом Сухой напомнил, что Украина на заре своей независимости получила хороший стартовый капитал - собственные сырье, производственную базу и обученные кадры. Однако прошло двадцать лет, и... «Сегодня эти кадры работают во всем мире, зарабатывают неплохие деньги всюду, кроме Украины. Дикий капитализм, первоначальное накопление капитала, приватизация привели не к тому, что собственность перешла из рук в руки», - сказал политик.
Поэтому отечественный производитель нуждается в целенаправленной поддержке государства. Кстати, в 2001 году Сухой стал автором законопроекта о государственной поддержке украинского самолетостроения, затем предложил законопроекты о поддержке судостроения и сельскохозяйственного машиностроения.
Регионал подчеркнул: Украина входит в число шести государств, которые могут полностью произвести самолет - от шасси до двигателя. «Мы имеем   уникальные самолеты  Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-74ТК. Недавний контракт на 164 миллиона долларов, подписанный с Индией на реконструкцию самолета Ан-32, показал, что у нас - огромный потенциал. Вместе с тем мы нарвались на острую конкурентную борьбу. С одной стороны Европа, которой неинтересно, чтобы военно-транспортная авиация работала от нас на весь мир, с другой - россияне, у которых также имеются определенные проблемы. Потому что все их моторостроительные заводы прекратили существование, кроме тех, которые дорабатывают свой ресурс», - сказал парламентарий.
Как сообщил Сухой, для защиты отечественного самолетостроения Верховная Рада приняла два законопроекта. Первый касается снятия ограничений по тендерам. «Нынешняя процедура такова, что нужна справка о том, что для самолета, который производится в Украине, двигатель можно купить только в Запорожье на предприятии «Мотор Сич». Но никто больше этот двигатель... не производит! Дело не в том, что это - ерунда, а в том, что эта ерунда стоит больших денег», - сказал народный депутат.
Второй законопроект призван заинтересовать авиакомпании покупать самолеты украинского производства. «У нас авиакомпания, чтобы купить украинский самолет, должна взять кредит. Наиболее дешевый кредит - это 30 процентов годовых. И их еще надо заработать. Например, самолет Ан-140 стоит приблизительно 8 миллионов долларов. Авиакомпания взяла кредит, купила этот самолет. Но деньги нужно возвращать. Что авиакомпания может сделать? Правильно. Поднять цену на билет. Поэтому мы приняли закон, по которому авиакомпания, покупающая украинский самолет, будет иметь льготную кредитную ставку, а государство будет компенсировать разницу банкам, которые предоставят нормальный кредит», - сказал Сухой.
Стажировку - в стаж!
Народный депутат объяснил позицию фракции Партии Регионов относительно проекта закона о занятости населения, принятого на днях Верховной Радой в первом чтении. «Представьте себе, что вы - работодатель. У вас есть завод или фабрика. Вам говорят: создайте новые рабочие места и меньше будете платить так называемого единого социального взноса. Нормально будто бы для работодателя. А для наемного работника? Он же меньше перечислит в Пенсионный фонд страховых взносов. А это его будущее, его завтрашний день. Это большая проблема, и мы над ней во втором чтении будем работать».
Ярослав Сухой назвал и положительные моменты в законопроекте. Например, студенты получат возможность проходить стажировку с открытием трудовой книжки. Вместе с тем, добавил депутат, может случиться так, что в результате создания одного нового высокотехнологического рабочего места без работы могут остаться два-три работника. Таким  образом, уровень безработицы возрастет.
Другим спорным вопросом остается финансирование Фонда социального страхования на случай безработицы, который наполняется взносами работающих граждан. «Фонд по безработице хотят перевести под Кабмин. А кто будет финансировать? Расходная часть государственного бюджета составляет 396 миллиардов гривен. Если бы мы не имели фондов социального страхования, где бы мы взяли 264 миллиарда в год? Это - наши пенсии, больничные листы, это регрессы искалеченных шахтеров. Если эти деньги забрать в бюджет, будет то, что мы видели в 90-х годах, когда  шахтеры приезжали и барабанили касками, чернобыльцы оставались без денег, больничные и пенсии не выплачивались. Потому что государственный фонд бюджета - большой соблазн, всегда появится вопрос, куда его направить. Или на дороги к Евро, или еще на что-то», - заметил народный депутат.
Сухой отметил, что парламентарии договорились создать рабочую группу из работодателей, представителей профсоюзов и депутатов, которые разбираются в социальной политике, и доработать законопроект.