Как правильно одолжить машину и показать автоинспектору документы

Комментарии:

 Вот уже почти месяц в Украине действует новое автомобильное законодательство, известное в народе как «закон об отмене техосмотра». Но, помимо этого, несомненно главного, изменения, в украинском законодательстве появился ряд других новшеств, существенно изменяющих правила общения сотрудников ГАИ и автомобилистов. Так, теперь у автомобилистов исчезла необходимость передавать в руки инспектору какие-либо документы, в том числе права, техпаспорт и полис автогражданской ответственности. Кроме того, автовладельцы получили право одалживать свой автомобиль без оформления доверенности у нотариуса.Но первые же две недели показали, что новое законодательство спровоцировало волну конфликтов между инспекторами ГАИ и водителями. Первые упрямо не хотят расставаться с прежними полномочиями, а вторые не всегда правильно понимают свои новые права. Путаницы добавляют и некоторые СМИ, сообщающие, что за отсутствие доверенности водителя могут посадить на 15 суток, а машину заберут на штрафплощадку. Аналогично и с техосмотром - ходят слухи, что теперь ГАИ будет проводить его на дорогах каждый день, останавливая все подряд автомобили с целью выманить с автолюбителей побольше денег (лучше бы техосмотр не отменяли).
Так как же правильно оформлять документы, общаться с сотрудниками ГАИ и следить за машиной так, чтобы избежать каких-либо проблем?

Передавая авто, проверьте страховку
Первая ошибка, которую, судя по автомобильным форумам, совершают украинские водители: следуют тиражируемому рядом СМИ мнению о том, что теперь для передачи автомобиля достаточно лишь отдать в руки другому водителю свидетельство о регистрации (техпаспорт) и ключи. На практике сотрудник ГАИ после остановки автомобиля требует показать еще и полис страхования автогражданской ответственности. И за его отсутствие выписывает штраф в размере 425-850 грн. Естественно, водитель начинает возмущаться и «качать права». В итоге его задерживают на основании ч. 1
ст. 185 КУоАП (злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции) - за такое правонарушение предусмотрен штраф от 85 до 255 гривен либо общественные работы сроком от 40 до 60 часов, либо исправительные работы на 1-2 месяца, либо админарест до 15 суток.
Как избежать.  В данный момент существует три типа полисов ГО. В полисе первого типа застрахован любой водитель за рулем указанного в полисе автомобиля, в полисе второго типа застрахованы записанные в документе водители за рулем указанного в полисе автомобиля. Полис третьего типа обеспечивает ответственность записанного в полис водителя, который садится за руль любого автомобиля.
То есть вы имеете право передавать автомобиль в таких случаях: если куплен полис первого типа, если этот водитель записан в полис второго типа либо если у него есть полис третьего типа. Через месяц останутся лишь полисы первого типа (застраховано авто, а не водитель) - для передачи авто действительно достаточно будет лишь передать ключи и техпаспорт.

Доверенности не отменяли
Растиражированную фразу о том, что «доверенности отменили», не стоит воспринимать буквально. Как и до законодательных изменений, автовладелец сейчас может обратиться к нотариусу и оформить ее. Но теперь это не обязанность, а право владельца, закрепленное в ст. 828 Гражданского кодекса. То есть визит к нотариусу не является обязательным, а договоренность о том, что вы одалживаете машину на время, может быть и устной. Для тех владельцев, которые передают автомобили своим близким, это удобно.
А как быть в том случае, если есть необходимость продать/купить авто «по доверенности» (хозяин остается старым, а у нотариуса оформляют доверенность на право управления)? Так делают, чтобы не платить налоги (госпошлину и в Пенсионный фонд, составляющие до 5 процентов стоимости автомобиля) и за оформление в ГАИ. Дело в том, что если владельцу по какой-то причине взбредет в голову заявить об угоне автомобиля (это одна из схем мошенничества), на водителя могут завести уголовное дело по ст. 289. Хорошим выходом является заключение между автовладельцем и водителем письменного договора аренды на длительный срок (например, на 30 лет) за символическую арендную плату. И если нотариальную доверенность можно отменить в любой момент, то разорвать договор - только через суд.

Волга в сизо, но дело его живет
Стоимость полисов «автогражданки» опять пытаются повысить без серьезных на то оснований. Автор предыдущего повышения тарифов вдвое экс-глава госфинуслуг Василий Волга объяснял рост цен потребностью в голографической защите бланков от подделок (по слухам, полиграфисты пообещали ему за это откат). Сегодня разговоры о необходимости повышения тарифов основаны лишь на том, что вводится европротокол, позволяющий оформлять дорожно-транспортное происшествие без ГАИ. Мол, это вызовет рост случаев мошенничества, а раз у страховщиков возникают новые риски, то их услуги должны подорожать. Я считаю, что такие аргументы не стоят и выеденного яйца. Во-первых, потому, что речь идет только о предположениях. Во-вторых, для борьбы с мошенниками есть милиция - за это они получают зарплату из наших налогов. Страховое мошенничество - уголовное преступление. Так и выводите преступников на чистую воду, заводите дела! Почему законопослушный водитель обязан платить за неизвестных, которые могут совершить преступление?
Я вижу только одну реальную причину для очередного повышения тарифов, - жадность страховых компаний. Которые вместо того, чтобы научиться нормально работать, привлекая клиентов качеством услуг и выплатами, опять занесут деньги чиновникам. Махинации закончились для Волги заключением в сизо. Но если новый глава госфинуслуг посчитает, что у него «крыша» лучше, цены взлетят.
Отмечу, что и нынешние тарифы на «автогражданку» завышены. Те 800 гривен, которые просят сегодня за страховку «Ланоса», проще разменять купюрами по 50 грн. и «предъявлять» гаишникам вместо полиса - хватит на 16 проверок, хотя по факту за год могут не остановить ни разу. Но даже если и оштрафуют, взыскать этот штраф с водителя нереально - госисполнители такими мелкими суммами почти не занимаются. В итоге новое повышение приведет к тому, что страховаться перестанут вовсе. И страховые потеряют намного больше, чем планируют заработать.

Отмена техосмотра не позволяет поломки
Распространенное мнение о том, что техосмотр для легковых автомобилей, который нужно было проходить раз в два года, не отменили, а просто заменили на ежедневный (мол, ГАИ будет останавливать все подряд автомобили и отправлять на проверку с помощью закупленных мобильных лабораторий), также является искажением реальности.
Дело в том, что право сотрудников ГАИ контролировать техническое состояние автомобилей на дорогах существовало и до принятия законодательства, отменяющего техосмотр. В том случае, если инспектор выявил, что водитель нарушает правила дорожного движения - продолжает движение при наличии серьезных неисправностей (например, ночью с неработающими фарами), он имеет право запретить движение. Как нам сообщили в управлении ГАИ, мобильные станции диагностики будут использовать именно для этой цели.
Но для остановки и проверки автомобиля у инспектора должны быть основания. Напоминаем, что в ПДД есть четкий перечень неисправностей, при возникновении которых движение либо запрещено (либо разрешено, но на жесткой сцепке или на небольшой скорости с включенной аварийкой). Например, причинами могут послужить неработающая левая фара, треснувшее лобовое стекло, «лысые» покрышки и так далее.

Отдавать ли документы в руки ГАИ
Наиболее частая причина конфликта между автоинспекторами и водителями состоит в том, что водители не дают гаишникам документы в руки - на основании того, что в новой редакции ЗУ «О дорожном движении» в обязанностях водителя слово «передать» заменили на слово «предъявить». Сотрудники ГАИ настаивают на том, что слово «предъявить» означает «показать, передав в руки». Тогда как в толковых словарях написано, что слово «предъявить» - «показать в подтверждение чего-нибудь».
Между тем, по мнению департамента ГАИ, за передачу документов инспектор имеет право, согласно п. 5 ст. 11 Закона «О милиции», задержать водителя, допустившего админнарушение, на срок до 3 часов. Мол, вопросы по правонарушению нельзя решить на месте.
С таким мнением не согласны юристы общественного проекта «Дорожный контроль» (уже выиграли у ГАИ десятки дел). По их мнению, задержание водителя на таком основании является превышением служебных полномочий со стороны сотрудников ГАИ. Водителю в этом случае нужно жаловаться в прокуратуру - вплоть до возбуждения против инспекторов уголовного дела. Так, глава организации Ростислав Шапошников утверждает, что достаточно просто показать документы инспектору через стекло автомобиля.

Владислав Бовсуновский, журналист