Сделай себе броневик, или Тридцать дополнительных секунд для телохранителя

Известно, политическая верхушка Украины разъезжает на бронированных Mercedes S-класса. В каждой из этих машин непременно есть система местоопределения авто. Возможно, скрытые бойницы для

Известно, политическая верхушка Украины разъезжает на бронированных Mercedes S-класса. В каждой из этих машин непременно есть система местоопределения авто.

Известно, политическая верхушка Украины разъезжает на бронированных Mercedes S-класса. В каждой из этих машин непременно есть система местоопределения авто. Возможно, скрытые бойницы для стрельбы по преследователям, гранаты со слезоточивым газом и даже запас донорской крови. Впрочем, достоверно о том, чем напичканы «танки» самых VIPовых персон, одному Богу да госохране известно.

Машины «для знати» всякие: от лимузинов заводского бронирования на базе Audi, BMW, Mercedes-Benz, Maybach - до изготовленных в престижных ателье Carat, Trasco.

Уровень защиты делится по классам: их девять по евростандарту и четыре - по украинскому. Но нам заморская классификация не подходит, уверяют специалисты. Украина, как и Россия - более придирчивы к безопасности потому, что бандитская ментальность у нас своя: если за бугром интеллигентно стреляют пулями с мягкими сердечниками, у нас в ход идут зачастую «калаши», а то и гранатометы!

Первый украинский класс спасет от пистолетной пули с мягким сердечником, ударов молотком, палкой. Наивысший - 4-й класс - от «Калаша», пистолета ТТ со стальным сердечником, ручной гранаты.

Между делом, любая бронировка спасает от ДТП. Столкнуться на дороге с этой громилой - словно в КАМАЗ въехать. Можно ли покалечиться внутри самого «броневика», спросите? Такие машины оборудуют подушками безопасности не только спереди, но и сбоку.

Что за вещь такая эта бронь, рассказал специалист киевской фирмы «Практика», где 13 лет бронируют в Украине спецавто, а последний год - и частные vip-машины.

- Бронировка - это листы армированной стали и стекла, которые крепятся под внутренней обшивкой, так называемое скрытое бронирование, - поясняет Светлана Островская.

Что выдает «броневик»? Внешне разве что серебристые пластины в проеме, якобы декоративные, которые заметны только при открытой двери. Кузов совершенно не меняется!

- Стекла, как правило, не опускаются - представляете, какой домкрат нужен, чтобы поднять-опустить 5-сантиметровое стекло! Да и опускать - лишний раз подвергать себя опасности, - продолжает Света. - Это дискомфортно, не спорю - летом хочется подышать свежим воздухом, но приходится включать кондиционер.

Двигатель, чтобы тащить такую тушу, должен быть мощным, ходовая - особенно надежной. И подвеску, и тормоза придется усиливать - внедорожник «поправляется» от брони где-то на тонну, некоторые классы автомобилей - на две и больше. Поэтому «съедают» они минимум на 10 процентов больше бензина, изнашиваются в разы быстрее.

Сколько ж это стоит? Один только блок связи, как в президентском самолете, может обойтись в $100 тысяч. Цена самых навороченных авто достигает $500 тысяч, в то время как простенькая бронировка тоже бьет по карману - $50-70 тысяч как минимум. Средняя стоимость бронировки высокого класса, не учитывая дополнительных опций, будь то телевизоры, проигрыватели, навороченные средства связи - около $150 тысяч дополнительно к стоимости авто.

В ГАИ «Газете…» сказали: учет ни оборудованных у нас, ни привезенных из-за границы «танков» не ведется. Знатоки уверяют, на глаз, например, в Киеве их не менее ста. И добавляют: «броневиков» становится больше во всем мире. Дескать, производители стали бронировать не только vip-модели, но и середнячки. Да и бояться люди стали больше. Кого? Ну, видимо, есть кого…

Испытано на себе

Александр Пабат: Если захотят уничтожить - уничтожат

Водителей бронированных машин дополнительно обучают. А вот автознаток Александр Пабат интереса ради посидел за рулем «броневика» и делится впечатлениями.

- Да, было дело. Честно скажу, грузовиком управлять и то легче. С таким весом она хуже разгоняется и тормозит, гораздо сложнее в маневренности, но скорость держит. Из-за 5-8 сантиметров стекла кажется, что ты в аквариуме: искажается картинка - едешь и «настраиваешь» видимость. Люди, попадавшие под обстрел, рассказывали: ощущения, будто тебя поместили в сейф, заперли и растрясли со всей силы. Такова цена защиты.

«Броневик» - непременно звено из цепи: водитель, телохранитель, машины сопровождения, спецоборудование. Без этого одна «броня» - ну разве что способ показать другим свою неуязвимость, нежели защититься. Мое мнение, если захотят уничтожить - уничтожат.

Знаток

Юрий Козленко, заместитель национального директора международной ассоциации телохранителей в Украине:

- Броневик? Это 30 дополнительных секунд для охраны!

- Не заблуждайтесь, якобы бронированное авто - замок на колесах! - уверяет Юрий Александрович. - Бронировка - это вспомогательный механизм для работы телохранителя, дополнительные 30 секунд для него. За это время обученный телохранитель обязан совершить ряд правильных действий и, главное, - вывести охраняемое лицо из зоны атаки. Если же телохранитель не профи, тогда ваш «броневик» попросту оттягивает плачевный момент. Кроме того, безопасность зависит от того, кто и как бронировал машину.

А как у них

США

Джордж Буш в день своей второй инаугурации прятался в специально изготовленном по этому случаю эксклюзивном

Cadillac DTS весом 8 тонн. В автомобиле установлены специальная система обнаружения лазеров наведения, спецсвязь, инфракрасная камера для ночной езды без фар, которая проецирует изображение на лобовое стекло. В салоне - автоматы, гранаты со слезоточивым газом и запас донорской крови для президента.

Великобритания

Премьер-министр Великобритании предпочитает бронированный лимузин на базе Jaguar стоимостью в 320 тысяч евро. В автомобиле есть спецоборудование, защищающее от ядовитых газов, прямого попадания ракеты или гранаты. Британская королева ездит на Bentley State Limousine.

Германия

Служебный транспорт канцлера Германии Ангелы Меркель - четырехтонный Volkswagen Phaeton Lounge, доставшийся от предшественника. Максимальная скорость - 250 км/ч. До этого Меркель ездила на Audi A8 - бронированные лимузины этой же фирмы используют главы Франции и Италии.

«Броня» спасла:

- 1997, Павел Лазаренко. Авто проезжало по Набережной, в метрах от его «броневика» прогремел взрыв.

- 1998, Эдуард Шеварднадзе. Покушение с применением гранатометов. Охрана открыла ответный огонь, экс-президента эвакуировали, тем самым и спасли.

- 2005, премьер-министр Чечни Сергей Абрамов. Попал в ДТП, столкнувшись с

МАЗом, наполненным песком.

- 2004, президент «Единых энергетических систем» (Россия) Анатолий Чубайс. На обочине дороги произошел взрыв, охрана открыла ответный огонь и продолжила движение.

«Броня» не спасла

В прошлом

- 1881, русский царь Александр Николаевич Романов (Александр II). Карета с бронированным днищем спасала его от покушений шесть раз. В седьмой, после брошенной Николаем Рысаковым бомбы, оглушенный мощным взрывом царь вышел из кареты. Охрана в суматохе отвлеклась. Тем временем Игнатий Гриневицкий, второй бомбист, завершил начатое дело и бросил под ноги царю еще одну бомбу.

В наши дни

- 2006, первый заместитель министра внутренних дел Ингушетии Джабраил Кастоев. 100 килограммов тротила подорвали его внедорожник, никого не осталось в живых.

- 2004. В Москве взорвали бронированный лимузин президента рекламной группы «NFQ» Бориса Гольдмана. Неизвестный на мотоцикле бросил на крышу его «броневика» рюкзак со взрывчаткой.