Ставки по автокредитам снизились, а в декабре будут акции и распродажи

Комментарии:
Украинский авторынок, несмотря на оптимизм автопродавцов, так и не вышел из кризиса
По итогам девяти месяцев было реализовано автомобилей почти на 10 процентов меньше, чем в прошлом году. Причина столь печального положения проста - у населения нет денег. А если у кого-то и осталась большая «заначка» от прежних, благополучных, времен, то он явно предпочтет вложить деньги в недвижимость, цены на которую упали, чем пойдет покупать за те же деньги новый автомобиль. И даже возобновление автокредитования, на которое надеялись автодилеры, ситуацию не спасает - проценты по кредитам на машины хоть и упали до 18-21 процента годовых, но брать их, да еще и с 30-процентным первым взносом, решаются не многие.
Несмотря на то, что спрос на автомобили нынче невелик, цены в автосалонах начали расти - цифры на ценниках самых популярных автомобилей из экономсегмента («китайцы», «вазы», «дэу-шевроле») за последний месяц изменились в диапазоне от 500 до 15000 грн. Цены же на «средние» (до $30 тысяч) и дорогие (до $50 тысяч) авто пока не изменились, но эксперты рынка прогнозируют рост и на них, объясняя это тем, что выросли отпускные цены производителей и опускать цены уже некуда. Правда, существует подозрение, что повышение цен является лишь попыткой сыграть на нервах потребителей: мол, покупайте то, что еще не подорожало сейчас, а то будет еще дороже. Плюс впереди нас ждут новогодние праздники и традиционные для этого распродажи - вполне вероятно, что продавцы объявят скидки ровно на ту сумму, на которую сейчас произошло подорожание, и даже ниже. Особенно если спрос на автомобили не вырастет и продавцам будет нужно освобождать склады для завоза машин 2011-го модельного ряда. «Сегодня» выяснила: есть ли смысл покупать автомобиль по новым ценам или стоит ожидать их снижения в обозримом будущем?
Кредиты не спасли
Несмотря на то, что в прошлом году автопродавцы уверяли, что их проблемы решит возобновление автокредитования, этого не произошло. Кредиты вернулись еще в конце прошлого года, но рынок роста не ощутил: заплатить 30-40 процентов первого взноса способны немногие. Тенденции последних нескольких месяцев: увеличение количества банков, раздающих кредиты, и более либеральные требования к заемщику. Теперь, чтобы взять авто в долг, достаточно внести всего 15-20% первого взноса, а годовая процентная ставка упала во многих банках до 17-20%. Результат - в августе и сентябре продажи авто выросли по сравнению с весенними месяцами на 10%, однако не превысили показатель прошлого года. Проблема в том, что для получения кредита нужно доказать свою платежеспособность.
Требования к уровню и стабильности доходов, наличию имущества, в том числе дополнительного залога, остаются жесткими. Банки учитывают только официальные доходы заемщика. Официальный ежемесячный доход должен в два-три раза превышать платеж по кредиту. Например, если по кредиту нужно платить около полутора тысяч гривен (на авто за 100 тысяч грн., на семь лет, 30% своего взноса, ставка 19%), официальная зарплата должна быть не меньше 3-4,5 тысячи.
Практически нереально получить кредит предпринимателям, работающим на едином налоге. Во-первых, репутацию ЧП-шникам подпортили их «коллеги», которые, не желая платить по кредитам, стали объявлять себя банкротами и пустились в судебные тяжбы с банками. Во-вторых, до сих пор неясно, как изменит их платежеспособность Налоговый кодекс (смогут ли они продолжать столько же зарабатывать при увеличении ставок единого налога, уменьшении оборота с 500 до 300 тысяч). Поэтому банки и не хотят связываться с ЧП-шниками. 
Бюджетные подросли
Несмотря на то, что ни спрос на автомобили, ни платежеспособность украинцев не выросли, продавцы в октябре начали на 1,5-2 процента повышать цены. В первую очередь, подорожали автомобили самой доступной ценовой категории. Так, самый дешевый автомобиль на рынке - «Таврия» - подорожал на 480 грн., Chery QQ и Kimo выросли в цене на 1500, а Jaggi прибавил в цене аж 4000 гривен. Подняли цены и на ВАЗы: за «девятку» теперь просят на 1000 гривен больше, а «одиннадцатая» подорожала на 1500. Правда, при этом почти на 3000 грн. снизили цены на «девяносто девятую» и «десятку» (смотрите динамику цен в таблице).
Однако это снижение цен - единственный прецедент в сентябре-октябре. Остальные более-менее доступные авто (до 100 тысяч грн.) также подорожали на 1,5-5 тысяч гривен, например за Daewoo Matiz в хорошей комплектации теперь просят вместо 72 тысяч грн.  75 тысяч, за Peugeot 107 теперь хотят получить 94 вместо 93 тысяч грн., а Fiat Panda теперь стоит 105 вместо 100 тысяч. Неожиданно резко взлетела цена на Chevrolet Aveo хэтчбек - ее подняли аж на
16 тысяч грн. И если в автосалонах, торгующих европейскими автомобилями, нам объясняли подорожание ростом курса евро, то продавцы «шевроле» и «ланосов» рассказали, что просто закончились акционные автомобили 2009 года, а авто-2010 стоят дороже.
Радует пока то, что не изменились цены на большинство корейских и японских автомобилей. Правда, есть и исключения. Например, на 1,5-4 тысячи подорожали Nissan и Mitsubishi - тоже закончились модели 2009 года (единичные остатки можно купить на три-четыре тысячи дешевле).  
Авто подешевеют к Новому году
Означает ли рост цен то, что желающим купить автомобиль нужно прямо сейчас бежать в автосалон и делать покупку, пока на нее не взвинтили цену? В пресс-службе корпорации «АИС» (крупнейший продавец авто, собранных в Украине) газете «Сегодня» пояснили, что в этом году роста цен больше не будет. Однако в следующем году возможно небольшое подорожание - из-за того, что украинские производители планируют поднимать отпускные цены (дорожают сырье и комплектующие). А вслед за ними могут «подтянуться» и импортеры. Правда, продавцы импортных автомобилей по телефону пояснили, что цена будет корректироваться в зависимости от курса евро или доллара, причем большинство продавцов теперь завозит автомобили «под заказ» - фиксируют в договоре сумму в иностранной валюте и берут предоплату в размере
20-30%, а сам автомобиль привозят лишь через два-три месяца. Не ожидается также и снижения цен из-за выброса на рынок залоговых авто, как это прогнозировали в прошлом году - банки поняли, что выгоднее дать клиенту отсрочку и произвести реструктуризацию, чем отбирать автомобили через суд и продавать за бесценок.
Неужели снижения цен не будет? Не совсем так. Судя по опыту прошлых лет, перед Новым годом всегда проводят акции либо распродажи - продавцы в декабре будут избавляться от непроданных автомобилей 2010 года, потому как в 2011-м они ценятся уже меньше (покупатели предпочитают брать «новье»). Обычно потребителя стимулируют либо снижением до 10% от прайсовой цены, либо дополнительными подарками, например в виде комплекта дорогой зимней резины или полиса КАСКО (около
4-5 тысяч грн.). Кроме того, ввиду небольшого спроса, к Новому году могут появиться кредитные акции, проводимые совместно автосалонами и банками. Однако тянуть до весны, надеясь на то, что цены просядут, не стоит - никаких предпосылок для этого сегодня нет.

Изменение автоцен за месяц. Все цены указаны в гривнах

Автомобиль
Сентябрь
Октябрь
Разница
ЗАЗ 1105
42400
42880
480
Chery Jaggi
48480
52560
4080
Лада 21093
57350
58400
1050
Лада 21113АЗ
73680
75250
1570
Ланос хэтчбек
78240
80800
2560
Chevrolet Aveo хэтчбек
84000
99680
15680
Daewoo Nexia
88350
91350
3000
Fiat Panda
99900
104900
5000
Mitsubishi Lancer
136090
137760
1670
Skoda Octavia Tour
156200
157920
1720
Opel Astra H
158240
164640
6400
Источник: «Авторевю» и эксперты газеты «Сегодня»

Владислав Бовсуновский, журналист