Газовая гангрена

Комментарии:
Аномальная жара лета-2010 отвлекла внимание украинцев от одной юбилейной даты.
Между тем, августовское кардинальное повышение стоимости газа для населения, по поводу которого слегка ожившая оппозиция сегодня рвет на груди вышиванки, является закономерным итогом событий 2005 года. И, к большому сожалению, итогом лишь предварительным - так сказать, «цветочками», привкус «ягодок» которых способен надолго отравить жизнь самым заядлым оптимистам.
«Веселая» пятилетка
Итак, пять лет тому назад первый вариант президентско-премьерского тандема Ющенко-Тимошенко разорвал долгосрочные газовые соглашения с Россией, заключенные в период первого же премьерства Януковича. И хотя цели при этом соратники по Майдану преследовали самые разные, объединяло их одно: в конечном результате наше государство в одночасье лишилось возможности получать российский газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров до 2011 года.
На этом фоне прекращение прямых поставок газа из Туркмении (за который Украина расплачивалась даже не деньгами, а бартером!) по причине хронического невыполнения украинской стороной своих обязательств выглядит сущей мелочью.
Затем были две «газовые войны» (2006 и 2009 годов), сопровождавшиеся очередными пересмотрами украинско-российских контрактов, каждый из которых лишь усугублял положение Украины и как потребителя голубого топлива, и как его стратегического для Европы транзитера. Промежуточным же финалом стало подписание командой Тимошенко в январе 2009 года кабальных контрактов на 11 лет, по которым Украина стала получать едва ли не самый дорогой газ в Европе.
«Это была неподъемная цена. Эту цену надо было закладывать в коммунальные услуги и тарифы, в цены на все потребительские товары, хлеб. Наша химическая отрасль была неконкурентоспособной, и ее надо было останавливать. В конце концов, доходная часть бюджета была под угрозой. Это был вопрос выживания страны», - констатирует позже Виктор Янукович.
На этом фоне «достижений» правительства Тимошенко бледно выглядит даже проигрыш Украины в Стокгольмском арбитражном суде дела об отъеме 11 млрд. кубометров газа у компании RosUkrEnergo, за который украинским налогоплательщикам еще предстоит выплатить из своих карманов миллиарды долларов. И «переплюнуть» их в состоянии разве что угроза окончательной утраты нашей страной своего практически монопольного статуса поставщика газа для европейских потребителей. А темпы и размах, с которыми Россия сегодня реализует идею строительства газопроводов в обход Украины, свидетельствует о том, что угроза эта - вопрос самого ближайшего времени.
Все это, вкупе с утратой ценовых преимуществ для бюджетообразующих предприятий, чревато не только социальным, но и политическим коллапсом, ставя под вопрос дальнейшие перспективы украинской государственности.
Но обо всем лучше поподробнее.
Контракт века
Когда в начале 2009 года очередное украинско-российское газовое противостояние, реально заставившее стынуть кровь в жилах европейцев, закончилось долгожданным миром, ликованию многих не было предела. Особенно велико число ликующих было среди сторонников Юлии Владимировны, готовившейся тогда к финальному этапу президентской гонки. А потому с особым нажимом преподнесшей подписанные газовые контракты как свою величайшую победу, надолго снявшую все проблемы в газовой сфере.
Что, впрочем, не помешало ей спустя неделю не менее безапелляционно заявить о том, что эти волшебные по своей выгодности для Украины документы было бы неплохо… пересмотреть! И, надо признать, логика здесь была железной, поскольку сиюминутные выгоды кандидата в президенты могут обернуться для завтрашнего главы государства большими проблемами.
А проблем в том контракте хватало с головой. В обмен на
20-процентную скидку на 2009 предвыборный год в виде средней цены в 280 долларов/тысяча куб., выторгованную Тимошенко у Путина, «Газпром» получил право брать по 450 долларов в остальные 10 лет. Да еще и с привязкой к европейской формуле - т. е. с обязательной корректировкой на колебания рынка. А они, с учетом вновь возрастающей потребности Европы в энергоносителях, вероятнее всего, будут не в пользу Украины.
Кроме того, даже незначительное (в сравнении с изменениями в цене) повышение стоимости транзита для «Газпрома» (1,7 доллара за прокачку 1000 кубометров на 100 км) нивелировалось тем, что весь январь транзит шел по ставке 1,094 доллара - и не за живые деньги, а в счет оплаты долга по ранее полученному «Нафтогазом» авансу.
Но и это еще не все! Вдобавок в контракте на поставку газа российский монополист добился фиксации условия «бери или плати»: «Нафтогаз» должен был оплачивать 80% заявленных объемов - вне зависимости от того, выбраны они или нет. А в случае первого же срыва сроков оплаты украинская сторона обязалась перейти на
100-процентную  предоплату до 2020 года. Отбор же «Нафтогазом» из транзитных потоков зачислялся ему в поставку «Газпрома» за 2009-2019 годы. Ну и напоследок: платить по своим счетам наша компания должна была на две недели раньше российской.
Вот такая получилась «победа», позволившая российскому премьеру Владимиру Путину отметить на одной из совместных с Тимошенко пресс-конференций, что работать с ее правительством ему как-то по-особенному комфортно…
Стокгольмские страдания
Еще одним последствием этой «победы» можно назвать тяжбу в Стокгольмском арбитражном суде между компанией RosUkrEnergo и НАК «Нафтогаз Украины», завершившуюся этим летом. Стремление Тимошенко любой ценой уничтожить посредника, введенного по инициативе Ющенко в схему взаимоотношений «Газпрома» и «Нафтогаза» зимой 2006 года, обернулось для нашего государства тяжелым поражением - не только в финансовом, но и в имиджевом плане.
Особенно циничными выглядят сейчас попытки бютовского крыла оппозиции обвинить нынешнюю украинскую власть в сдаче национальных интересов - дескать, руководители «Нафтогаза» намеренно сделали все, чтобы проиграть процесс.
Однако документы, находящиеся в свободном доступе, прямо свидетельствуют, что именно Тимошенко и тогдашнее руководство «Нафтогаза» лишили юристов, представлявших ответчика, всех аргументов, позволяющих отстаивать свою позицию.
Именно правительству Тимошенко принадлежит инициатива изменения позиции украинской стороны за счет удаления из рассматриваемого дела важнейших документов. Если конкретнее - из Третьего Представления украинской стороны к Стокгольмскому суду были исключены любые упоминания о «Газпроме» и высшем руководстве Российской Федерации, подковерные договоренности с которыми и позволили Тимошенко изъять у RosUkrEnergo
11 миллиардов кубических метров газа.
Между тем, в письме, отправленном в Минюст руководителем юридического департамента «Нафтогаза» Сергеем Давиденко 1 октября прошлого года, указывалось на крайнюю необходимость наличия такой информации.
В частности, Давиденко писал следующее: «Для защиты от требований RUE относительно газа, который хранится в подземных хранилищах, «Нафтогаз» должен описать и объяснить приобретение
11 млрд. куб. г. газа RUE, который находился в ПХГ, это означает, что должна быть описана и роль «Газпрома» в этой схеме...».
А далее следовал неутешительный вывод: «Отзыв аргументов «Нафтогаза», которые были выдвинуты с упоминанием «Газпрома», нанесет критический ущерб позиции «Нафтогаза» в деле, ведь это единственные достаточно сильные аргументы, которыми владеет «Нафтогаз». Все другие аргументы являются вспомогательными и в своем большинстве ориентированы на детали дела. Отзыв представления «Нафтогаза» неизбежно приведет к поражению «Нафтогаза» в арбитражном деле, которое будет иметь крайне негативные последствия для компании и для государства в целом как с экономической, так и с политической точек зрения».
Ответом на этот крик души стала прямая доверенность правительства, подкрепленная заседанием правления «Нафтогаза Украины» под председательством Олега Дубины. Доверенность эта обязала юристов компаний White&Case и Magisters, представлявших интересы «Нафтогаза» в Стокгольме, внести необходимые «поправки» в третье на тот момент Представление, которое за месяц до описываемых событий представители НАК «Нафтогаз Украины» срочно отозвали с целью «уточнить позицию компании».
Данные «уточнения» вызвали шок у юристов White&Case - известной международной компании, отвечавшей за приведение аргументов украинской стороны в соответствие со швейцарским и международным правом. Позже они напишут руководству «Нафтогаза», что подобная ситуация «очень непривычна и уникальна» в их многолетнем опыте.
А вот представители украинской Magisters (более известной у нас, как «Магистр и партнеры») удивлением себя не истязали. Более того - именно они совместно с юристами «Нафтогаза» готовили все три Представления.
И если к подготовке юридической составляющей первых двух правительство не имело никакого отношения, отвечая лишь за формулировку общей позиции, то в третьем случае активное внимание к юридическим нюансам проявила непосредственно глава Кабмина.
Ну а если еще вспомнить, что среди деловых партнеров Magisters значился и главный на сегодняшний день юрист БЮТа Сергей Власенко, ведущая роль Тимошенко&Со в окончательном оформлении позиции «Нафтогаза» в суде выглядит очевиднее некуда.
Не остались в стороне и теперь уже бывшие топ-менеджеры «Нафтогаза Украины». Так, именно первый заместитель главы правления НАКа Игорь Диденко, получивший от юристов точный прогноз последствий ослабления позиций компании в Стокгольмском суде, поначалу «убедил» своих подчиненных подписать уточненный вариант Третьего Представления, попытавшись переложить ответственность на их плечи.
И лишь после ультиматума юристов, потребовавших письменных инструкций либо самого Диденко, либо представителей юридического департамента «Нафтогаза», он был вынужден отправить в Magisters письмо за личной подписью, в котором подтвердил необходимость изменений и уточнений к позиции «Нафтогаза Украины» во время судебного разбирательства с RUE.
Чем это закончилось - всем уже известно. Украина суд проиграла, а Игорь Диденко и экс-глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко (надо полагать, не по собственной инициативе растаможивший спорный газ) нынче обживают камеры СИЗО. А ни в чем не виноватая «ВОНА» стенает на пресс-конференциях о тяжелой судьбе этих жертв политических репрессий…
Газопроводная петля
Но не этот проигранный (а точнее - «сданный» вчистую) иск, и даже не контракты, радоваться условиям которых может только самый яростный ненавистник Украины, являются главным итогом «оранжевой» пятилетки.
Как уже было написано выше, наша уникальность как главного газового транзитера поставлена под сомнение.
Ответ на эти сомнения России и Европы уже имеется. Это - строящийся по дну Балтийского моря газопровод «Северный поток», на настоящий момент достигший берегов Европы. И только малореальные форс-мажорные обстоятельства могут помешать его запуску в следующем году.
«Южный поток», нацеленный на европейский материк, с другой стороны, скорее всего, заработает к 2014 году. По крайней мере, пока что никаких предпосылок для того, чтобы руководство России и государств-потребителей изменили точку зрения по поводу целесообразности этого проекта, к сожалению, нет.
В том случае, если оба газопровода начнут качать топливо в полном проектном объеме, потребность в украинских мощностях может упасть до катастрофических для нашей экономики показателей.
А ведь еще жива (и даже частично реализуется) идея постройки газопровода Nabucco - как ответ и на российскую, и на украинскую монополии в сфере поставок газа в Европу!
Все это - расплата за т. н. «газовые войны» и попытки вести бизнес с помощью шантажа, попутно примешивая к нему политическую конъюнктуру. И самый наглядный результат действий тех, кто угробил идею трехстороннего консорциума, с пеной у рта выступая против модернизации украинской ГТС путем привлечения иностранных партнеров, в первую очередь - российских.
Теперь их болеющие за неньку сердца могут быть спокойны: Россия фактически отказалась от планов по развитию украинской газотранспортной системы в пользу собственных проектов. А европейским партнерам без гарантий поставок российского газа наша труба неинтересна в принципе.
И мы, в самый разгар мировой глобализации, рискуем окончательно оказаться на региональной обочине - наедине со своим неизбежно стареющим «достоянием», цена которого в обозримом будущем может оказаться эквивалентной металлолому.
«Патриотов», уверенных в том, что пусть лучше все сгорит и сгниет, лишь бы «клятым москалям» было пусто, подобные перспективы не пугают. Но вот для людей здравомыслящих, желающих жить в по-настоящему цивилизованной стране, а не на загнанной в средневековье «территории», сложившаяся ситуация заставляет искать любой приемлемый выход из нее.
Свет в конце трубы
Вполне логично, что вопреки похвальбе Тимошенко пересмотреть долгосрочные контракты по своему хотению, российская сторона имеет на этот счет совершенно иное мнение. Причем, юридически выверенное, что исключает возможность добиться желаемого в международных инстанциях.
Тем не менее, во время встречи президентов Украины и России в Харькове главам государств удалось найти взаимоприемлемый компромисс.
Так, в заключенные в январе 2009 года контракты были внесены изменения. В частности - на 100 долларов снижена цена на газ и убрана норма о штрафных санкциях для Украины в случае невыбора ею заявленного объема газа. Взамен Украина продлила на 25 лет срок аренды для российского Черноморского флота, сумев при этом существенно увеличить ее стоимость.
Так что ответ Владимира Путина на журналистский вопрос о размере компенсаций за российскую военно-морскую базу («это слишком дорогая цена») можно переадресовать тем политикам, которые, по итогам харьковских соглашений кричали о «зраде».
Как сказал Виктор Янукович после завершения переговоров с Дмитрием Медведевым: «Если бы не был подписан прошлый контракт на 10 лет, то было бы легче говорить. Но он был подписан, и в этом главная проблема. Россияне отстаивали свои собственные интересы, а мы не могли пойти на то, например, как кто политически играл, говоря, что мы отдадим ГТС. Мы на это никогда не пошли бы».
И хотя у украинского руководства по-прежнему остается мало пространства для маневра, оно не отказывается от очередных попыток исправить положение.
Так, недавно глава правительства Николай Азаров отметил, что Украина не прекращает свою работу с Россией с целью добиться изменения формулы расчета газа. «На каждой встрече мы используем возможность для того, чтобы убедить наших российских коллег найти аргументы в пользу пересмотра этих соглашений (от января 2009 года)», - сказал он.
Кроме того, новое руководство «Нафтогаза» и Министерства топлива и энергетики ищут возможности для скорейшей модернизации газотранспортной системы.
Как сообщил в эфире одного из национальных ТВ-каналов глава Минтопэнерго Юрий Бойко, для обеспечения надежности ГТС в течение пяти лет в нее необходимо вложить 2 миллиарда долларов.
«У нас есть четкий план, сколько нужно денег вкладывать в нашу газотранспортную систему для того чтобы она работала надежно и была экономически выгодна. И больше денег мы брать не будем. Потому что это вообще-то кредиты, их нужно также когда-то отдавать», - сказал министр.
Понятно, что вести эти переговоры украинской стороне приходится отнюдь не в тех условиях, что были в 2004 году. Да и нынешнее состояние экономики Украины разительно и не в лучшую сторону отличается от того, что было шесть лет назад. Но иного выбора, кроме как исправлять положение, сложившееся в энергетической отрасли, попросту нет. В противном случае выходом из тупика станет пропасть.
При этом крайне важно, чтобы достойная награда нашла «героев», приложивших руку к созданию такой ситуации. И чтобы награда эта была соразмерна их «заслугам».
Это нужно скорее даже не для восстановления справедливости, а для предупреждения подобных действий в будущем. Как гласит медицинский справочник: «Профилактика заключается в своевременной квалифицированной первичной хирургической обработке всех загрязненных ран»...
 Николай Шаповалов, журналист