Кто внимательно читает жалобную книгу

Областное общество защиты прав потребителей в минувшем году защитило более тысячи горожан от произвола недобросовестных торговцев Что делать, если купленный компьютер или телевизор не ра

Областное общество защиты прав потребителей в минувшем году защитило более тысячи горожан от произвола недобросовестных торговцев
Что делать, если купленный компьютер или телевизор не работает, холодильник не морозит, а мобильник сломался на второй день после покупки?

Областное общество защиты прав потребителей в минувшем году защитило более тысячи горожан от произвола недобросовестных торговцев

Что делать, если купленный компьютер или телевизор не работает, холодильник не морозит, а мобильник сломался на второй день после покупки? Эти ответы вы сможете найти на сайте Yabeda.by Эти вопросы корреспондент «Николаевских новостей» Людмила САВКОВА задавала заместителю начальника Николаевского областного управления по делам защиты прав потребителей Ирине ЦЫГАН.

- В магазине бытовой техники я услышала фразу от продавца, которая привела меня в смятение. Молодой человек был категоричен: «Ответственность за проданный товар мы не несем. В случае поломки отвечает фирма-производитель» Так ли это?

- Конечно, нет. В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», ответственность несет и продавец, и производитель товара. Потребителям важно помнить: покупая товар, именно продавец обязан поставить покупателя в известность о сервисных центрах, в которых можно устранить поломки или же сделать диагностику. Магазин обязан выдать товарный чек и гарантийный талон на сервисное обслуживание.

В случае обнаружения дефекта во время эксплуатации приобретенного товара, если вопрос не решается ни в магазине, ни в сервисном центре, потребитель имеет право обратиться в Управление по защите прав потребителей. Мы проверим этот факт и обязательно поможем разрешить ситуацию. Но потребитель должен иметь документ, подтверждающий факт покупки. Не забывайте и о гарантийном талоне, сертификате качества. В гарантийных документах должны быть печати и подписи.

- Ирина Николаевна, на что больше всего жалуются потребители?

- Участились жалобы на приобретенные мобильные телефоны. Чтобы определить, что телефон вышел из строя, или же в нем есть дефект, необходимо провести экспертизу. Но экспертизу в Николаевской области не проводят, сервисные центры делают только диагностику. Недавно пришел с жалобой в управление один горожанин. В одном из николаевских сервисных центров за диагностику телефона потребовали 55 гривен. Это неправомерно и не обосновано. Мы будем разбираться и с этой ситуацией, поскольку это не единичный случай. Причем, руководство сервисного центра пыталось оправдать свое поведение тем, что их организация - лишь филиал днепропетровской компании. Мол, они имеют приказ от головного офиса на утвержденные расценки за диагностику. Подчеркиваю, этот приказ никого не интересует, так как в данной ситуации подобными действиями сотрудники николаевского сервисного центра нарушают закон.

- Как поступать потребителю, если его, например, оскорбил продавец в магазине, супермаркете?

- Первоначально необходимо без стеснения обратиться к администратору, если это магазин, или к руководителю, если это предприятие. Проявить настойчивость и не оставлять хамство безнаказанным. Иногда жалуются граждане и на неуважительное отношение не только в магазинах, но и в парикмахерских, жэках. Это тоже нарушение закона, которым предусмотрена культура общения и поведения как потребителя, так и лица, предоставляющего услуги.

В каждом супермаркете, магазине, на предприятии, предоставляющем платные услуги, должна быть «Книга жалоб и предложений». Почему-то многие граждане забывают об этом. Нужно требовать книгу, писать свои замечания. Это тоже предусмотрено законом. Во время проверок мы обязательно смотрим эту Книгу. Это иногда помогает разрешить спорную ситуацию.

- В январе прошлого года вступил в силу новый Закон «О защите прав потребителей». Новая его редакция сужает права потребителей, считают многие юристы. Но закон есть закон. Как вы считаете, Ирина Николаевна, на какие статьи закона необходимо обратить внимание, чтобы не попасть впросак и знать, как защитить себя?

- Законы вообще полезно знать. Ну, хотя бы основные пункты. В соответствии с новой редакцией Закона «О защите прав потребителей» важными являются статьи 8 и 9. Например, п. 1 статьи 8 оговаривает, что в случае установления дефекта в товаре потребитель вправе требовать его устранить или уменьшить цену, связанную с ремонтом. Если в товаре установлен существенный недостаток, который не может быть устранен в течение двух недель или повторяется после ремонта, то потребитель вправе требовать расторжения договора купли-продажи или замены товара на аналогичный товар. Деньги за товар никто возвращать не будет.

Причем, статья 8 распространяется на те товары, в которых установлен дефект в течение гарантийного срока. Вернуть товар в магазин или обменять на аналогичный качественный потребитель может лишь в том случае, если приобретенный товар не подошел покупателю по цвету, фасону, габаритам, в нем не обнаружено дефектов, если товар потребителем не использовался, сохранен его товарный вид, платежные документы. Такое право предоставляется покупателю в течение 14 дней, не считая дня покупки, говорится в статье 9 Закона «О защите прав потребителей».

- Ирина Николаевна, а много ли людей обратились за помощью в управление в прошлом году?

- 1194 николаевца. В том числе на личном приеме побывали 267 граждан. Наибольшее число нареканий - 57 процентов от общего числа - жалобы на качество товаров народного потребления. 40,4 процента касались качества предоставленных платных услуг. Думаю, сотрудники управления хорошо работали в прошлом году, если сумели защитить 1067 николаевцев из общего числа обратившихся к нам и решить вопросы в их пользу. Причем, по результатам рассмотренных жалоб, потребителям вернули за некачественные товары и услуги 240 тысяч 400 гривен. По 79 спорным вопросам иски были направлены в суд.

А непосредственно по жалобам граждан мы проверили 188 предприятий Николаевщины, привлекли к административной ответственности 169 человек, оштрафовав на 17 тысяч гривен. На 134 предприятия наложены экономические взыскания на 49 тысяч гривен.