Светильник, который горел еще до нашей эры, попал в Николаевский музей

Комментарии:
На берегах Бугского и Днепровского лиманов до сегодняшнего дня можно найти черепки древних амфор и других сосудов.
Они остались в Северном Причерноморье после эллинских колоний, которые поставляли в метрополию пшеницу.
Особенно ценятся у археологов осколки расписной и чернолаковой посуды. В изяществе и тонкости формовки, художественном декоре, функциональном разнообразии афинские мастера не знали себе равных в древнем мире. Более того, секрет блестящего черного лака для покрытия посуды так и не вышел за пределы Керамейкоса - специального района Афин, где работали местные гончары и вазописцы.
В 1976 году во время раскопок Ольвии мы с тогдашним аспирантом Московского университета Юрием Виноградовым наткнулись на обломки афинской чернофигурной вазы 530-х гг. до н. э., из которых удалось склеить большую чашу на высокой ножке. Причем, на этом килике (сосуде для питья вина) оказалась подпись его автора Саконида.
Еще одно уникальное изделие обнаружено в ходе раскопок фермерской     усадьбы 330-250-х гг. до н. э. в урочище Дедова Хата на берегу Бугского лимана напротив Николаевского речного порта. Там нашли чернолаковый светильник на высокой ножке. Ничего подобного археологи не встречали ни в одном из античных городов Причерноморья. Сейчас этот, по современному выражаясь, канделябр хранится в областном краеведческом музее.

Владимир Рубан, член Национального союза журналистов Украины