Украинский корвет: 200 млн. евро за штуку

Комментарии:
Конструкторы решили объединить в новом корабле все качества, чтобы он и корветом был, и мог действовать в дальней морской зоне
2010 год обещает при всех проблемах с финансированием минобороны стать переломным для украинского военного флота, который за все годы независимости Украины был самым «забытым» видом Вооруженных Сил, - обновление техники в нем проходило даже в годы «терпимого» военного бюджета чисто символически. Флот безнадежно устаревает, и это в регионе, где постоянно происходят конфликты, не говоря уже о том, что Украина не может отстаивать свои интересы в других частях Мирового океана. И в этом году наконец-то начата программа по обновлению ВМС. Речь идет о начале строительства украинских корветов - кораблей с современным вооружением и технологией невидимости, которые смогут как морские границы охранять, так и гонять пиратов за тысячи километров от наших берегов. Пока в нашем флоте этими качествами обладает только фрегат «Гетман Сагайдачный». Но один в море не воин…
Сейчас в строю ВМС находятся четыре корвета и один фрегат. Суда более высокого класса нам не нужны, да и экономика не потянет. Но и существующие - это уже прошлый век, во всем мире флот перевооружают кораблями нового поколения, с учетом всех новинок военной техники.
Как уже сообщали «Николаевские новости», в ноябре 2009 года минобороны, наконец, утвердило проект нового корабля, который составит основу украинского флота, и объявило тендер на постройку, который выиграл Черноморский судостроительный завод.
Согласно планам, головной корабль (первый в серии) планируется сдать в конце 2012 года, следующие четыре корабля - до конца 2018-го, а до 2026 года будет построена вся партия - десять корветов. Постройка головного корабля обойдется в 250 миллионов евро, последующих - порядка 200 миллионов каждый, а это как минимум на треть меньше, чем обходится строительство кораблей такого класса за рубежом.
Десять корветов - много это или мало для Украины? Все зависит от поставленных ВМС задач. Проблема состоит в том, что эти задачи для украинского флота четко так и не сформулированы. Есть определенные функции, которые ВМС должны выполнять, та же защита побережья, но постоянно возникают иные - как, например, в последнее время «всплыла» борьба с пиратством. Между тем, не зная, зачем нам нужны ВМС, невозможно определить их состав, а значит, решить, сколько каких кораблей Украине необходимо иметь.
Эксперты сформулировали некий «универсальный» облик ВМС Украины, согласно которому наш флот должен иметь в своем составе 10-12 корветов, 3-4 фрегата и 5-6 подводных лодок. То есть в этом плане десять новых корветов вроде как достаточно. Только если в ВМС будут и иные корабли и подлодки.
Вот тут и загвоздка. О подлодках речь пока вообще не идет - в обозримом будущем обещают закончить ремонт единственной украинской подлодки «Запорожье», но она, в силу своей древности, уже может выполнять разве что функции учебной. А вот как будет пополняться в дальнейшем парк подлодок - пока и близко нет планов.
Наш корвет - универсальный корабль
Корвет - многоцелевой корабль ближнего действия водоизмещением 1200-1500 тонн, применяется для противолодочной обороны конвоев, охраны военно-морских баз, портов и т. п. Фрегат - корабль более тяжелый, чем корвет, водоизмещением 4000-5000 тонн, предназначен для действия в океанской (дальней морской) зоне, способен решать задачи как оборонительного характера, так и ударного: поддержка морских десантов, атака кораблей противника, разведка берега.
Но проекта строительства фрегатов у Украины нет, а имеющиеся у нас сейчас корветы предназначены для действий в ближней зоне - у побережья. Между тем, участие Украины в международных операциях требуют кораблей дальнего радиуса действия. Поэтому украинские конструкторы решили объединить в новом корабле все необходимые качества, чтобы он вроде как и корветом был, и мог действовать в дальней морской зоне как фрегат. Вот так и получился у конструкторов некий гибрид, который можно назвать легким фрегатом.

Дмитрий Тымчук, журналист