Время менять рулевого

Комментарии:

Команда Партии регионов уже доказала свою способность эффективно управлять экономикой

На традиционной предновогодней пресс-конференции 30 декабря 2009 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко не жалела красок для описания своих заслуг в том, что Украина устояла в условиях глобального финансового кризиса. В общем, супермен в юбке.
На самом деле именно благодаря ее непрофессионализму, отсутствию необходимого опыта государственного управления и авантюрному подходу к решению серьезных проблем в экономике Украине пришлось испытать очень серьезные потрясения, которых могло бы и не быть благодаря определенному запасу прочности, накопленному страной до прихода Юлии Тимошенко к власти.
Прежде всего, это беспрецедентное для мира падение доходов населения, резкое снижение покупательной способности наших граждан. Рост цен и тарифов (по некоторым жизненно важным позициям в разы), валового внутреннего продукта (ВВП), падение промышленного производства, падение объемов торговли, строительства (в Киеве заморожено 95% строек), грузоперевозок.
Но сейчас, помимо констатации того негатива, который Тимошенко принесла в страну, очень важно проанализировать, как создавался до ее прихода к власти этот запас прочности и что надо сделать для выхода страны из кризиса.
В последнее время стало модным утверждать, что уникальный экономический рост в 2003-2004 годах связан всего лишь с влиянием благоприятных внутренних и внешних факторов. При этом утверждается, что никаких системных реформ не проводилось.
Сплошное лукавство, так как игнорируется простой факт: экономическому росту в 2003-2004 и в 2007 годах в Украине предшествовали начатые структурные реформы. А списывать все лишь на благоприятную конъюнктуру не совсем верно. Никуда не деться от упрямого факта, что  именно правительство  Януковича приступило к серьезным структурным реформам, благодаря которым в Украине создавался этот запас прочности. Разве может Юлия Тимошенко признать, что  именно регионалы инициировали проведение бюджетной, налоговой  и пенсионной реформ.
Да, мы не довели их до конца. Но Тимошенко этим вообще не занималась. Видите ли, ей все время кто-то бьет по рукам и ставит  палки в колеса.
Что же было реально сделано правительством, сформированным  Партией регионов? Мы создали механизмы строгого учета и контроля использования бюджетных средств. Кстати, игнорирование этих механизмов позволило сегодня нынешней власти безнаказанно растащить ресурсы госрезерва. В закромах родины остались разве что одни домашние тапочки.
Мы успели ликвидировать уравниловку при начислении пенсий. Ввели дифференциацию ставок в зависимости от стажа и зарплаты. Приступили к работе по формированию законодательной базы для создания негосударственных пенсионных фондов, персонифицированных накопительных пенсионных счетов для граждан.
Взялись мы и за налоговую реформу. Ставили задачу максимально упростить налоговое бремя для предпринимателей. Для этого предложили комплексный документ, который бы содержал налоговые новации, предусматривал кодификацию и согласование множества налоговых норм,  а также упрощение    налогового учета и налогового администрирования. Но принять его не удалось ни в 2000-м, ни в 2007-м, когда согласованный с бизнесом проект Налогового кодекса «помаранчевая» коалиция положила под сукно.  
Нас это не смутило, и мы пошли по пути пошаговых реформ. Сначала снизили налоговое давление на граждан и предприятия, что стимулировало обновление основных фондов.
Так, с  2004 года были  снижены ставки налогообложения доходов физических лиц - в среднем с 40 до 13%, а также введено предоставление налогового кредита физическим лицам и налоговые льготы для социально незащищенных групп населения.
Также была снижена ставка налогообложения прибыли предприятий - с 30 до 25%, ощутимо повышены нормы амортизационных отчислений, что стало позитивным моментом для активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. При этом сохранили как общегосударственные, так и региональные доходы за счет общего роста экономики. Именно тогда мы заложили основы бурного экономического роста.
 Взялись и за создание системы автоматизированного режима налогового администрирования. Чего мы добились? Уклоняться от уплаты налогов стало значительно трудней, а платить - гораздо проще. К чему это привело? Казна стала наполняться быстрей, гарантировалась оплата пенсий и зарплат бюджетникам. А самое главное - мы затруднили деятельность коррупционеров. Шаги небольшие, но экономика на наши инициативы откликнулась позитивно.
Не забыли мы и о внедрении новых технологий, за которыми будущее нашей страны. Были внесены изменения в законодательство, которые резко расширили возможности для создания технопарков. Понимая, что одного этого не достаточно для привлечения инвестиций, пошли на создание свободных экономических зон и территорий приоритетного развития.
Всего лишь один пример. Не так давно Юлия Тимошенко с большой помпой открыла первый блок Днестровской ГАЭС, строительство которого мы возобновили за счет централизованной надбавки к тарифу в период острого дефицита электроэнергии в стране. (Заметим, что из-за падения экономики сейчас как раз мы имеем избыток электроэнергии). Перерезая ленточку, Тимошенко в очередной раз не удержалась от хлестаковщины. Из ее слов следовало, что одна-единственная турбина гидроаккумулирующей электростанции в два раза мощней ДнепроГЭС.  Думается, что специалистам это резануло слух. Ведь хорошо известно, что речь идет о полной проектной мощности станции, а для этого необходимо ввести в строй далеко не одну турбину. Справедливости ради замечу: мы в сжатые сроки ввели в строй энергоблок №4  на Ровенской и №2 на Хмельницкой атомных электростанциях.
Основы нынешней разветвленной транспортной инфраструктуры закладывались во время работы нашего правительства. Вспомните сооружение автобана Киев-Одесса, ввод в эксплуатацию автомобильных дорог вокруг г. Черновцы, Киев-Ковель-Ягодин, мостовой переход через р. Северский Донец, мост через р. Южный Буг, восстановление автомагистрали  Киев-Чоп и многие другие проекты.
Масштабная работа была проделана по модернизации железнодорожной инфраструктуры. Напомню, что по всей стране были отремонтированы и реконструированы тысячи железнодорожных вокзалов - от небольших до столичного. Начали курсировать скоростные поезда сообщением Киев-Харьков, Киев-Днепропетровск.
Мы начали строительство мостов через Днепр в городах Киеве и Запорожье, которые, к сожалению, до сих пор не достроены.
Если и говорить об упущенном для Украины «десятилетии», то началось оно после 2004 года, когда власть досталась «оранжевой» коалиции. Согласитесь, что в сфере экономики их политика была хаотичной: словно отвязавшаяся во время шторма корабельная пушка, она крушила все на своем пути.
Для сравнения напомню не мои, а оценки мировых рейтинговых агентств, которые они в 2003-2004 годах давали Украине. В этот период позиции Украины были одними из лучших среди других развивающихся стран. Авторитетные журналы Emerging Markets и Euroweek называли размещение украинских еврооблигаций лучшими государственными финансовыми трансакциями 2003 года.
В этих условиях мы нуждались в стабильности нашей экономики. А вместо этого получили, что называется, по полной программе от «оранжевой власти». Страна с 2005 года была отдана на откуп политическому и экономическому авантюризму. Казалось бы, надо было всего лишь продолжить наши начинания: завершить реформы, продолжить политику стимулирования национального производителя, улучшать инвестиционный климат в стране. А что мы получили? Заявления Юлии Тимошенко о массовой реприватизации. Это вызвало у инвесторов панику. А «оранжевые» премьер и президент пошли дальше: взяли и убрали все барьеры на пути к импорту. В результате отечественная легкая и пищевая промышленности оказались под ударом. Страна была завалена дешевой, да к тому же некачественной импортной продукцией. А в довершение всех бед, они увеличили налоги на производителей. Все наши старания пошли насмарку. Затормозился рост экономики.
Приведу лишь один пример. Если в 2003-2004 годах ВВП на душу населения по паритету покупательной способности увеличивался на 13%-16%, то в 2005 году - динамика этого показателя  замедлилась до 7%. Замечу, что для этого периода не было характерным падение спроса на отечественную продукцию на мировых рынках, внутренний спрос был высоким за счет активного банковского кредитования.
Зачем все эти цифры? Чтобы убедить сомневающихся в том, что дело не только во внешних и внутренних факторах, - благоприятные они или нет, - а в том, как на них реагирует власть. В Украине нынешняя власть демонстрирует полную неспособность адекватно и своевременно реагировать на возникающие вызовы в сфере экономики. Назвать все это можно лишь одним словом: непрофессионализм.
Именно поэтому мы оказались в глубоком социально-экономическом кризисе, которого страна не знала с 90-х годов прошлого века. Правительство не разработало внятной антикризисной программы.
Все страны пошли по пути стимулирования спроса, а также осуществления масштабных инфраструктурных проектов. Нам, казалось бы, повезло с Евро-2012. Строй и сооружай в гигантских объемах, стимулируй отечественную экономику.
Однако проблема в том, что у  действующего правительства другие приоритеты.  Из предусмотренных законом о бюджете на 2009 год почти 10 млрд. грн. на проекты Евро-2012 потрачено меньше  3 млрд. грн.  Капитальные вложения в жилищно-коммунальное хозяйство из государственного бюджета -  на нуле.
Стабилизационный фонд, который должен был стать подспорьем в борьбе с кризисом, растрачивается правительством для финансирования различного рода предвыборных обещаний и сокрытия просчетов при формировании бюджета. За счет жизненно необходимых средств сегодня организуются всевозможные увеселительные мероприятия, производство никому не понятной топливной щепки, сооружаются дорогостоящие памятники жертвам Голодомора и т. д.
Результаты такой политики плачевны: страна потеряла шестую часть ВВП и четверть промышленной мощи Украины. Следствием искусственного нагнетания ажиотажных колебаний валюты и провальной бюджетной политики стало обесценивание гривны.
На международной арене мы потеряли доверие инвесторов, инвестиции в Украину стали сворачиваться. Как следствие, Украина вплотную приблизилась к дефолту. Вместо инвестиционного прорыва мы имеем падение прямых иностранных инвестиций в 2,3 раза. А такие госпредприятия, как НАК «Нафтогаз України» и «Укрзалізниця» оказались в технических дефолтах.
При этом страна начала стремительно сползать в долговую яму. Каждая вторая гривна, которую тратило правительство в 2009 году, была взята в долг. За два года правительство Тимошенко увеличило прямой и гарантированный долг государства в 3,2 раза.
Негативным итогом 2009 года также стало то, что правительство усилило налоговую и административную нагрузку на бизнес. Не возмещается в полном объеме НДС, бизнес вынужден платить налоги вперед.
Как следствие, предприятия прекращают свою деятельность или уходят в тень. Убытки  отечественных предприятий выросли почти в три раза. По оценкам Мирового банка, уже больше половины украинской экономики ушла в тень. Кредитование реального сектора не осуществлялось, поскольку деньги из банковской системы вымывало государство, которое активно выпускало ценные бумаги под высокие проценты (под 30%).
Национальных производителей сделало неконкурентоспособными резкое удорожание стоимости природного газа, которое не только оказалось непосильным для промышленности, но привело к накоплению долгов местных бюджетов и к отключению от отопления жилых домов, школ, детских садиков, поликлиник.  
И все же, мы - оптимисты. Такая могущественная страна, как Украина, с ее выгодным географическим положением, не может прозябать на задворках мировой экономики. Нашу главную задачу мы видим в смене команды на «капитанском мостике». К власти должны прийти профессионалы, которые на деле доказали свою способность осуществлять структурные реформы и вести корабль так, чтобы он не натыкался на экономические рифы.

Николай Азаров, министр финансов оппозиционного правительства