Взволнованная дочь позвонила папе по мобильному: В автобусе карманник украл кошелек...

Сыщик бывшим не бывает

Комментарии:
Он решил взять «карманячего» лично, хотя на практике для успешного задержания карманника сыщики работают парами.
Иногда в жизни как действующих, так и бывших сотрудников милиции возникают ситуации, которые не придумаешь, даже обладая недюжинной фантазией. Этот случай мог бы стать основой сюжета для любимого народом сериала «Менты».
Кто украл кошелек?
В то зимнее утро 19-летняя Юля, медсестра одного из отделений Николаевской детской областной больницы, после напряженного суточного дежурства собралась ехать домой в Соляные. На улице Васляева она села в «Богдан», следовавший на проспект Героев Сталинграда. Заплатив за проезд, девушка небрежно сунула кошелек в сумочку и беспечно не застегнула «молнию».
Но тут кто-то осторожно тронул Юлю за локоть. Стоящая рядом женщина шепнула ей: «Девушка! У вас только что вытянули кошелек…». Юле от этих слов стало дурно: в кошельке лежало больше тысячи гривен! Эти деньги ей дали родители на зимние сапоги. Юля тут же спросила женщину: «Вы видели, кто это сделал?». Та глазами указала на успевшего отойти вглубь салона мужчину лет сорока с явно уголовной физиономией. Пару минут назад он стоял рядом с Юлей, как бы подталкивая ее.
Другая на месте девушки подняла бы крик: «Караул, милиция!». Однако злость за украденный кошелек с крупной для нее суммой денег и, главное, перспектива остаться без зимних сапог придали Юле силы. Подойдя к вору вплотную и глядя ему прямо в его бесстыжие глаза, она громко потребовала: «Отдай кошелек по-хорошему!».
А дальше произошла сцена, очень похожая на эпизод задержания карманника по кличке «Кирпич» из «Места встречи изменить нельзя». Ворюга, уличенный в краже, сделал невинные глаза и нагло заявил Юле: «Какой кошелек! Не брал я никакого кошелька…». После этой тирады вор, чтобы отцепиться от настойчивой девушки и замять возникший конфликт, пошел на хитрость. Он демонстративно плюхнулся на освободившееся место у окна и стал пялиться в него, будто его там что-то заинтересовало…
Но Юля на этом не остановилась. Вначале она попросила водителя автобуса подъехать к ближайшему райотделу милиции или хотя бы остановиться возле первого милиционера. Но тот заявил: «Я еду по маршруту и не хочу срывать график. Приедем в Соляные на конечную остановку, там и будем разбираться!». В это время автобус двигался по проспекту Ленина в районе «Сити-центра». Юля поняла, что вор, нагло стащивший ее кошелек, услышав эту фразу водителя, может на ближайшей остановке выскочить. Тогда плакали ее денежки вместе с сапогами. Оглянувшись, девушка убедилась, что на помощь ехавших в автобусе пассажиров можно не рассчитывать. Все они, в том числе и мужчины, делали вид, будто происходящее в автобусе их совершенно не касается. Таков уж наш жизненный принцип: моя хата с краю…
В данной тупиковой ситуации впору было разрыдаться от бессилия, но Юля решила действовать до конца. Она тут же позвонила по мобильному телефону своему отцу. Дело в том, что ее отец Владимир Викторович Бендарик, майор милиции в отставке, раньше служил в уголовном розыске Николаевского городского управления милиции. Ныне он пребывает на пенсии и работает на городском стадионе.
Выслушав дочку, Владимир Викторович все понял с полуслова. И тут же проинструктировал Юлю: «Возьми себя в руки, успокойся. И не выпускай его из салона, я скоро буду!». Услышав слова отца, девушка поняла: нужно тянуть время. Она тут же плюхнулась на сидение рядом с обидчиком и своим телом прижала его к обшивке салона автобуса…
А преступник особо и не сопротивлялся. Как позже выяснилось, этот вор был наркоманом со стажем. И в те минуты как раз «кумарился». Оттого ему срочно требовались деньги на очередную дозу «ширки».
Для опытного карманника вытащить из сумки «лопатник» было делом нескольких секунд. Быстро сунув добычу в карман куртки и рассчитывая, что этого никто не видел, самонадеянный вор отошел в глубину салона. Здесь он сел на освободившееся место и, прикрыв глаза, стал прикидывать - где быстрее сойти. Дабы на одной из «точек» купить «ширки», уколоться и забыться. На его коленях лежала обыкновенная папка. С ее помощью он в ходе своей опасной «работы» как ширмой прикрывал сумку или карман жертвы, чтобы не было видно момента «экспроприации» кошелька. Недаром в преступном мире таких воров-карманников именуют «ширмачами».
Кстати, из истории о карманных ворах. Раньше настоящие воры-карманники работали чаще всего в паре. Один из них, наиболее опытный, вытаскивал у жертвы кошелек, другой его прикрывал. Основной задачей последнего было дать возможность своему подельнику после кражи быстро свалить с «лопатником». Кроме того, в его задачу входила еще одна миссия: с человеком, который видел момент кражи кошелька и подымал крик, он поступал очень жестоко. В большинстве случаев эти отморозки неуловимым движением «мойки», зажатой между пальцев половинки лезвия, старались полоснуть свидетеля кражи чуть выше глаз, а то и по самим глазам. Хлынувшая из раны кровь заливала человеку глаза. Этот жестокий прием назывался «помыть фары» и был особенно распространен в середине прошлого века.
Давно не виделись,
Наркот!

Скорее всего, женщина, указавшая Юле на карманника, о приемчиках уголовников не знала. Впрочем, и сами карманники были уже не те. Большинство профессионалов в силу преклонного возраста отошли от дел, а те, кто чуть моложе, благодаря усилию оперативников задержаны с поличным и мотают срок. Оставшиеся на свободе и ныне промышляющие этим преступным ремеслом - мелкая уголовная шушера. Большинство из них - воры-дубилы. Так в преступном мире с издевкой говорят о начинающих ворах, промышляющих кражами кошельков из сумок покупательниц, зазевавшихся на рынках или в супермаркетах. Это, как правило, пэтэушники или старшеклассники. Украденные деньги они тут же просаживают в залах игровых автоматов, покупают на них мобильные телефоны или аудиоплееры. Чаще всего они и попадаются в руки милиции на «горячем».
Из людей старшего поколения на путь карманных краж становятся преимущественно наркоманы со стажем, которым срочно нужны деньги на очередную дозу «ширки». В стремлении побыстрее их добыть они нередко теряют бдительность, часто попадая в руки милиции. Этот карманник не исключение, а подвела его элементарная самонадеянность…
Дальше все происходило, как в заправском «боевике». Владимир Викторович после разговора с дочерью действовал быстро и решительно. Он тут же позвонил своему знакомому, тоже бывшему работнику милиции Сергею Кибзуну, и попросил у него помощи. Тот быстро примчался на своем джипе. За несколько минут они догнали автобус с карманником на остановке «улица Школьная». Бендарик первым заскочил в салон автобуса и увидел свою дочь, которая из последних сил удерживала вора, не давая ему возможность покинуть салон вместе с ее кошельком…
Лишь взглянув на него, Бендарик узнал в «карманячем» (так на своем сленге розыскники называют карманных воров) Игоря по кличке Наркот. Он уже задерживал его в 2002 году, будучи опером. И тут же вспомнил, как все происходило…
В тот сложный для оперативников год различные воры, особенно карманники, распоясались не на шутку. Излюбленным объектом их тихой «охоты» были троллейбусы, следовавшие от Намыва до станции Николаев-сортировочный.
В тот день Бендарик добирался на работу. Дожидаясь на остановке троллейбуса, он заметил подозрительного типа с явными повадками карманника. Тот быстро и, главное, цепко  окидывал взглядом карманы и сумки людей. Чутье сыщика подсказало оперу: на «работу» вышел очередной карманник.
Здесь уместно напомнить, что для любого сотрудника уголовного розыска особым проявлением его профессионального мастерства является момент взятия карманника с поличным, не дав ему возможность сбросить пустой кошелек, а перед этим вытащить из него деньги! На то время Бендарик был оперативником со стажем. Он решил взять «карманячего» лично, хотя на практике для успешного задержания карманника сыщики работают парами. В данном случае Бендарик решил использовать себя в качестве «живца». Встав рядом с подозрительным типом, он достал портмоне, высыпал на ладонь мелочь якобы для покупки талона, само портмоне демонстративно сунул в карман куртки и протиснулся в салон подошедшего троллейбуса. Боковым зрением сыщик уловил момент, когда тип вскочил следом. Троллейбус двинулся по маршруту…
В районе улицы Московской Бендарик сунул руку в карман: портмоне там уже не было. Момент, когда вор успел его вытащить, оперативник не уловил. На остановке «улица Садовая» карманник вышел из троллейбуса, Бендарик еле успел выскочить за ним. И тут воришку подвела элементарная жадность. Зайдя за глухую стенку навеса над крытым павильоном остановки, вор достал портмоне и стал осматривать его содержимое. Тут-то на его руках и защелкнулись стальные «браслеты». Бендарик доставил незадачливого вора в Центральный райотдел милиции, и вскоре карманника приговорили к 4 годам лишения свободы. А тут новая встреча…
Появление бывшего опера розыска, который задерживал его ранее и являлся ему во сне все годы пребывания в зоне, стало для Игоря настоящим шоком. Он воспринял это как злой рок. Затем, отойдя от шока и хорошо понимая, что его ждет новый срок, карманник было взмолился: «Начальник, давай договоримся. Я отдаю кошелек, и мы разойдемся «краями»»… Однако Бендарик твердо заявил: «И в этот раз все будет по закону!».
Прибывшая на место следственно-оперативная группа Центрального РО НГУ доставила задержанного в райотдел милиции. Против карманника возбудили уголовное дело. Уже имея три судимости, тот после выхода на свободу в 2006 году должных выводов не сделал. И недавно совершил очередную кражу из квартиры в Корабельном районе, за что был осужден на 4 года лишения свободы условно (!). Но даже имея условный срок, вновь решился на кражу. А все из-за того, что ему срочно понадобились деньги на наркотики. За это деяние с учетом неотбытого условного срока ему светит до 6 лет лишения свободы. Теперь слово за судом.
А довольная таким удачным исходом дела, Юля таки купила себе новые сапоги.

Владимир ЗАЦЕРКЛЯНЫЙ, член Национального союза журналистов Украины, Центр общественных связей УМВД области