Депутат Николаевского городского совета Александр Омельчук: «Я буду добиваться, чтобы Гаркуша публично извинился перед моей семьей»

Комментарии:
1 марта в возрасте 51 года скончался директор областного коммунального предприятия «Автотрансобслуживание» Андрей Омельчук. А 12 марта в эфире 35-канала его сын, депутат Николаевского горсовета Александр Омельчук посчитал это прямым следствием давления, которое оказывалось со стороны руководства облгосадминистрации. Последней каплей стало заседание коллегии облгосадминистрации, на котором Андрей Омельчук в очередной раз подвергся огульной критике.  Вечером, после коллегии Андрею Омельчуку стало плохо, и утром, в шесть часов он скончался от обширного инфаркта.
Александр Омельчук высказался  предельно жестко. Он назвал  губернатора  человеком, который не имеет права занимать не только высокую должность главы облгосадминистрации, но и вообще какую-либо должность.
Согласитесь, обвинение из ряда вон выходящее. Открыто, публично назвать первое лицо области «душегубом» - такого наши края еще не знали. Поэтому попробуем объективно разобраться: это просто эмоции сына, потрясенного внезапной смертью отца? Или это вполне осознанный взгляд депутата горсовета, должностного лица, имеющий под собой реальное обоснование?

Протоколы, предписания, постановления...
В разговоре со мной Александр Омельчук подтвердил все то, о чем заявлял на телевидении.
- Уже на третий день после назначения Гаркуши исполняющим обязанности губернатора, - рассказывает Александр, - отец приходит и говорит мне: «Представляешь, вызвали меня к Оборонько, и тот, от имени Гаркуши, сказал прямым текстом - увольняйся, мол, по собственному желанию».
На вопрос отца, по какой причине он должен увольняться, ведь он свои обязанности выполняет, и контракт у него до 2010 года, Оборонько ничего не ответил. После того, как отец заявил, что не намерен так вот просто, без причин уходить,  Оборонько заявил, что. мол, не хочешь по-хорошему - уйдешь по-плохому. После чего на предприятии начались беспрерывные проверки...
Со слов Александра,  судя по всему, преследовалась одна цель: обанкротить предприятие, затем приватизировать его. Но сначала, естественно, надо было поменять директора.
Главная функция КП «Автотрансобслуживание» - транспортное обслуживание аппарата облгосадминистрации, поэтому Гаркуше легко было влиять на финансовое состояние предприятия.
Допуская, что это может быть очень субъективное отношение Омельчука-младшего и к губернатору, и ко всему, что происходило в последние месяцы с его отцом, я решил обратиться к другим людям, хорошо знавшим Андрея Омельчука и ситуацию на возглавляемом им предприятии.
- Когда пришел Андрей Андреевич, предприятие было убыточным, -  рассказывает главный бухгалтер «Автотрансобслуживания» Ирина Хасанова, которая работает там с 2001 года. - И предприятие начало потихоньку подниматься. Первое, что сделал Андрей Андреевич - добился справедливых тарифов на транспортные услуги, которые были занижены.
По словам Ирины Юрьевны, с августа 2007-го давление на предприятие ощущал весь коллектив - проверки были одна за другой.
- В июле 2007-го Андрей Андреевич лично мне говорил: вызвали в администрацию и сказали написать заявление по собственному  желанию, - вспоминает Владимир Возиян, главный механик предприятия. - Он спросил: на каком основании? Предприятие работает, я за собой вины никакой не чувствую. Почему я должен писать заявление? Его, конечно, это угнетало…
Какими же проверками досаждали людям? В основном, это была инспекция по охране труда.
- То термометр не там висит в ремонтной мастерской - надо за 15 метров от входной двери, а он висит за 5 метров, - объясняет Владимир Николаевич. - То лампочка не так горит, то заземление не такое, то шланги у газосварщика не отмечены красным и синим цветом, хотя их никак не перепутаешь, потому что резьба в одном левая, в другом правая…
Знающие люди говорят, что легче всего найти недоработки в сфере охраны труда. На любом предприятии, за которое кто-то хочет крепко взяться, можно найти массу мелких недостатков. Инспекция по охране труда, так называемый Госгорпромнадзор, может проверять предприятие множество раз и без всякого предупреждения. Вот оно, это ведомство, которым в Николаеве руководит Николай Еропунов, и усердствовало.
Судите сами. Первая проверка была 03.08.07 г., ее результат - протокол и предписание. Следующая проверка - 21.11.07 г., результат - два предписания. 22.11.07 г. - тоже два предписания. 23.11.07 г. - протокол, предписание и постановление об административном взыскании (на директора наложен штраф в сумме 102 грн. за «нарушение нормативных актов по охране труда»). 21.12.07 г. - очередная проверка, очередное предписание. Это только та часть документов, которая попала в редакцию. Представьте себя на месте руководителя, на которого вдруг накатывается такой вал проверок.
Именно вдруг. Потому что, как сообщила главбух «Автотрансобслуживания», эта инспекция не проверяла их с 2001 года, то есть - с момента создания предприятия. Иначе говоря - никогда! А тут - навалилась! С чего бы это?

Для чего это делалось?
Несмотря на такой прессинг, жизнь предприятия продолжалась. И его директор умудрялся делать все то, что и делал раньше.
- Желание работать у него этими проверками не отбили, - говорит бухгалтер предприятия Ольга Ивановна Билык. - Он руки не опускал и, мне кажется, каждый день его был в борьбе…
19 декабря 2007 г. ветеран труда Валентин Рожанский по поручению коллектива «Автотрансобслуживания» пишет письмо председателю облсовета Татьяне Демченко. Он просит разобраться и прекратить «сумасшедшее давление и террор», который устроил предприятию и его руководителю глава исполнительной власти области Гаркуша.
1 февраля 2008 года председателю облсовета от коллектива «Автотрансобслуживания» направлено еще одно письмо аналогичного содержания - на этот раз с подписями 25 человек.
Однако реакции со стороны представительской власти нет.
Мы задавали разным людям вопрос: зачем все это Гаркуше нужно? Некоторые возводили очи долу, другие понимающе улыбались. Тогда звучит следующий вопрос:     какой же бизнесмен  откажется от автобазы в центре города (ул. Комкова, 16) с территорией 0,8 га, где  имеется серьезная инфраструктура, ремонтная база, двухэтажный гараж, своя заправка, своя автомойка?
А в городе вообще ходят слухи, что одна дама заезжала на территорию КП «Автотрансобслуживание» и даже показывала сопровождающим ее лицам, где будет ее кабинет. Можно ли этому верить?

Давление от... давления
Вернемся теперь к главному вопросу: почему Андрей Омельчук умер в расцвете сил? Было ли причиной его смерти то давление со стороны государственных чиновников? А чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, каким человеком и руководителем был директор КП «Автотрансобслуживание».
- Руководитель был замечательный, - говорит Ирина Хасанова. - Быстро и четко принимал решения, мог выбрать оптимальный вариант. Очень добрый был человек. В коллективе его уважали. Но и требовательный был, любил порядок. Всегда сдерживал свои обещания, которые давал рабочим.
- Это был настоящий специалист, прекрасный руководитель и душевный человек, - замечает Владимир Возиян. - Всегда заботился о людях. При нем стало намного комфортнее  работать…
- С ним можно было решить любую проблему,  - добавляет Ольга Билык. - Нам, как специалистам, он доверял полностью, и мы доверяли ему. Это человек глубокой, прекрасной души. Каждый день его был наполнен заботой и о коллективе, и конкретно о каждом человеке…
- Он делился с друзьями своими проблемами, а мы даже советовали ему: раз ты так переживаешь, бросай эту работу, здоровье дороже, тебя знают как серьезного руководителя, без работы не останешься, - рассказывает друг Андрея Омельчука инженер  Сергей Опанасенко. - Но он отвечал, что террор этот совершенно беспричинный, поэтому он сам не уйдет. Раньше он никогда не жаловался на здоровье, был жизнерадостным. А тут - давление, в больницу попал… Последний раз мы разговаривали 29 февраля. Он мне позвонил, рассказал об этой коллегии, жаловался, что продолжают давить, что Оборонько, который ему в сыновья годится, обзывал его, в общем, уже «достал»…
Еще один друг Андрея Омельчука, директор ООО «Спасательные средства» Сергей Иванович Цюра рассказывает о совсем уж подлых методах, применяемых для устранения неугодного руководителя.
- Последний раз я встречался с Андреем за неделю до его гибели. Мы разговаривали минут пятнадцать. И все это время он говорил о работе, о неоправданном прессинге на него со стороны Гаркуши. Приводил пример: люди, говорит, не получают зарплату, потому что облгосадминистрация не перечисляет деньги за оказанные услуги. В то же время на предприятии распространяются слухи, что все это из-за меня, то есть рабочим намекают, что если директор уволится, зарплата сразу будет выплачена.  Я так понимаю: тот разгоняй, который ему устроили ни про то ни про се 29 февраля, привел к тому, что Андрея не стало. Хотя еще полгода назад у него здоровье было - на двоих хватило бы…
По рассказу Александра Омельчука, у отца в последние месяцы прыгало давление, поднималось до 200 и выше. Осенью, после очередной проверки на предприятии, он был госпитализирован в больницу в пред-
ынсультном состоянии, пролежал две недели.
- В день той самой злополучной коллегии, 29 февраля, около пяти часов вечера отец мне позвонил, рассказал о коллегии. Я ему сказал: ты же понимаешь, что это все заказные атаки, не бери близко к сердцу. Он говорит: понимаю, но не могу - меня так унизили, мне не дали высказаться, елозили лицом по земле… Вечером отец сказал, что очень давит сердце, мать проверила давление, оно было нормальным. Он принял успокоительное, ему стало легче, и он лег спать. В 6 часов утра он проснулся, встал и умер… Я примчался около половины седьмого, но уже ничего нельзя было сделать. Сердце остановилось …
Это случилось через  13 часов после заседания коллегии.
- Может, Гаркуша и не хотел именно такого финала, но моего отца уже нет в живых, - говорит Александр Омельчук. - Я буду доказывать свою правоту в суде. Я хочу, чтобы он публично извинился перед моей семьей. Мне не надо никаких компенсаций, я не для этого обращаюсь в суд. Мне просто очень дороги память и честь отца…
3 марта Андрея Омельчука похоронили.
На следующий день распоряжением главы облгосадминистрации  на должность  директора КП «Автотрансобслуживание» был назначен Владимир Цыганок. О нем широкой общественности ничего не известно.

Вместо эпилога
В день похорон Андрея Омельчука пресс-служба облгосадминистрации опубликовала «официальное заявление». Это была реакция на появившиеся в прессе предположения о том, что причиной смерти Омельчука мог быть его конфликт с Гаркушей.
«Сообщаем, что упреки относительно служебного конфликта главы облгосадминистрации и директора предприятия «Автотрансобслуживание» не отвечают действительности», - писала пресс-служба. Таким образом Гаркуша, видимо, пытался оправдываться.
Теперь, после выступления Александра Омельчука на телевидении, пресс-служба ОГА молчит. Почему? Не потому ли, что все слишком очевидно?
Жизнь показывает, что этот трагический случай - не случайность. Два месяца назад в  предынсультном состоянии в больнице оказалась начальник общего отдела облгосадминистрации Галина Тросиненко. Три недели она лежала в стационаре, до сих пор находится на больничном. Ее, безупречного специалиста, проработавшего в облгосадминистрации десять лет и не имеющего ни единого замечания, да еще и председателя профкома, всеми правдами и неправдами пытаются уволить с сентября прошлого года.
- Мне предложили должность ведущего специалиста, которая на несколько ступеней ниже той, которую я сейчас занимаю, - возмущается Галина Николаевна. - Несмотря на то, что я числюсь начальником отдела, объявили конкурс на мою должность…
Похожая история происходит с начальником областного управления здравоохранения Светланой Хотиной: беспрерывное давление с требованием писать заявление «по собственному…». И Хотина, и Галина Тросиненко пока на своих должностях. А вот Андрей Омельчук - ушел. Навсегда...
Хотя и говорят, что история не терпит сослагательного наклонения, но я все же задал вопрос сослуживцам Андрея Омельчука: «Если бы он жил, чем закончилось бы это противостояние?»
И Владимир Возиян, и Ирина Хасанова, и Ольга Билык в один голос ответили: «Андрей Андреевич победил бы. И оставался бы руководителем, и сохранил бы предприятие».
Так что же получается? А получается, что победили его оппоненты. Осознают ли они цену своей «победы»?

PS.
Когда эта статья готовилась к печати, стало известно, что Галина Тросиненко в очередной раз госпитализирована в городскую больницу - на почве постоянного стресса заболевание вновь обострилось.

Андрей Кротов, «Наш город», «Новая николаевская газета»
(по публикациям от 19 марта с.г.)