Кому нужна врачебная тайна?

Комментарии:
В советское время было принято щадить больного, не сообщая ему страшного диагноза. Что изменилось с тех пор? Интересуется «Газета по-киевски».
Моя близкая подруга, оказавшись в 90-е годы в Америке и столкнувшись с тамошним здравоохранением, была поражена прямолинейностью и откровенностью американских врачей. Человеку там сразу говорят об онкологическом или психическом заболевании. У постели больного американские медики сыплют терминами, обсуждают диагнозы, делают прогнозы. Их философия сводится к следующему: «Это его жизнь, и он вправе распорядиться ею, как хочет».
Наши врачи, по устоявшейся традиции, не торопились выкладывать больному все, что стало известно о состоянии его здоровья. Щадили его. Кажется, что в последнее время они пересмотрели эту норму. Пациенты воспринимают это как цинизм и долго потом не могут оправиться от психологического шока. Так нужна или нет врачебная тайна? - этот вопрос мы задали врачам и больным.
Ольга ШОВКОВИЧ, заведующая терапевтическим отделением:
- По своему многолетнему опыту могу сказать, что далеко не всегда нужно все рассказывать пациенту. Врачебная тайна существует не просто так. Это закон, защищающий права пациента. При онкологических заболеваниях предпочитаю сначала говорить с родственниками больного. Были случаи, когда диагноз, сказанный вслух, «загонял» пациента в тяжелейшую депрессию, приводил к нервным срывам, вплоть до суицида. Конечно, все нужно решать индивидуально. Многое зависит от типа личности, состояния нервной системы больного, его социального статуса. Если надо, пытаюсь с больным говорить «завуалированно». Конечно, это не касается инфекционных заболеваний, туберкулеза, спида. Но в моей практике был случай, когда жене больного спидом я сказала о его заболевании и они оба подали на меня в суд.
Роман ГОРШОВСКИЙ, заведующий хирургическим отделением:
- О диагнозе несмертельном нужно говорить просто, ясно, доступно, объясняя течение болезни и ее особенности. Что касается фатальных диагнозов, когда человеку остается жить недолго, тоже предпочитаю сказать правду. Очень часто это потом помогает семье юридически оформить имущественные вопросы.
Григорий ОЛЕФИРЕНКО, пенсионер, 63 года:
- Я хочу знать о себе всю правду, какой бы она ни была. Все равно по лицам и поведению близких мне людей пойму, что со мной происходит. Мне бы хотелось иметь с врачом доверительные отношения. Обязательно буду бороться за жизнь. Считаю, что скрывать информацию от пациента абсолютно неправильно, а вот разглашение ее посторонним лицам - дело подсудное для любого врача.
Татьяна БАТЯНЕЦ, 36 лет:
- Я лично ничего знать не хочу. Если мне скажут правду, спать не буду, с ума сойду. И вообще все эти медицинские подробности мне не нужны. Врачи и так любят пугать, а хочется жить и радоваться жизни хоть немного.
Справочная
Врачебная тайна - это не подлежащие разглашению сведения о пациенте, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные сведения о состоянии здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения.

Галина ЛЕБЕДИНСКАЯ, журналистка