Николаев - город корабелOFF?

Комментарии:
Неспокойная гавань отечественного судостроения
В английской грамматике Off - это наречие, указывает на прекращение, окончание действия, используется как усилительный элемент для описания полного окончания чего-либо. На английском слэнге имеет значение «ликвидировать».
 Сейчас важная тема среди кораблестроителей, экспертов, инвесторов и политиков - возобновление свободной экономической зоны «Николаев». Напомню, что принятие закона о СЭЗ «Николаев» около шести лет назад приятно совпало с наращиванием мощностей мирового рынка судостроения. Но в 2005 году правительство Юлии Тимошенко вместе с парламентом отменило действие СЭЗ.
Еще одной темой сейчас можно назвать отмену нынешним Кабмином льгот по части освобождения от ввозной пошлины за поставки оборудования и комплектующих. Это постановление еще больше стимулирует владельцев ОАО «Дамен Шипярдс Океан» собирать в Николаеве только корпуса судов, то есть, развивать фактически низкооплачиваемые технологические процессы - сварку и покраску. Как и любой другой инвестор, голландцы, думаю, еще долго будут формировать свои бизнес-проекты c оглядкой на непредсказуемость наших властей. Ведь из-за политической нестабильности даже успешное предприятие рискует сесть на мель.
После отмены СЭЗ, основываясь на данных, которые констатирует в своих выступлениях генеральный директор «Дамен Шипярдс Океан» Николай Романчук, можно подсчитать, что предприятие с апреля прошлого года несет убытки в размере 27 млн. грн., в среднем по полтора миллиона гривен в месяц. Сумма немалая. Позволю процитировать пояснения гендиректора: «А как не быть убыточным, если сегодня законы принимаются в один день, а через день они отменяются. А под законы готовятся и программы, и инвестиции».
 Но, несмотря на такую ситуацию, на завод приходит скандинавский игрок - компания «Акер ярде», специализирующаяся на постройке крупнотоннажных судов. Торбен Левинсен, председатель наблюдательного совета ОАО «Дамен Шипярдс Океан», поведал о планах развития предприятия на ближайшие три года. В основе лежит наращивание объемов производства раза эдак в три.
Но зачем вкладывать деньги в убыточное на сегодняшний день производство, не ради ли будущей прибыли и видами на стабильность в обозримом будущем? У европейцев, очевидно, все просчитано, и промаха они не дадут.
 Но, на мой взгляд, проблема с развитием судостроения в Николаеве лежит в другой плоскости. СЭЗ - это только механизм для получения большей прибыли, причем иностранными владельцами. Мне возразят, а как же создание рабочих мест, отчисления в бюджеты, социальная ответственность?
 Голландцы стояли у истоков мирового судостроения и всегда они заботились о своих верфях. Но по их подсчетам, сейчас дешевле собрать корпус судна в Николаеве, из украинского металла и с нашими тарифами, потом протянуть эту «коробку» через несколько морей и только после этого доверить оснастку электроникой своим специалистам. Заметьте, это чистое производство, так называемые инженерные квалифицированные работы, которые наиболее высокo оплачиваемы. А после этого продать новенькое судно. И тюльпаны у них растут - чистая окружающая среда, нет вредного производства, и статус судостроительной державы поддерживается - так как продают корабли иностранные компании, а не отечественные, и деньги остаются не у нас. Такой вот пример глобализации производства.
Почему не использовать труд инженеров в городе Николаеве и не строить полноценное судно именно у нас? Впрочем, это риторический вопрос. Раньше город Николаев был немыслим без судостроения. Это была его гордость. В последние же годы наше судостроение - головная боль. Кто виноват - время покажет. Так же, как и то, будут ли писать на глиняных сувенирах «Николаев - город корабелов, 2030 год».