Чернобыльская командировка Александра Савченко

Николаевский пожарный всю жизнь будет вспоминать тот трагичный 1986 год Месяц назад Президент Украины Виктор Ющенко своим указом установил 14 декабря Днем участников ликвидации последств

Комментарии:
Николаевский пожарный всю жизнь будет вспоминать тот трагичный 1986 год
Месяц назад Президент Украины Виктор Ющенко своим указом установил 14 декабря Днем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Николаевский пожарный всю жизнь будет вспоминать тот трагичный 1986 год

Месяц назад Президент Украины Виктор Ющенко своим указом установил 14 декабря Днем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Именно в этот день в 1986 году было завершено строительство саркофага над разрушенным четвертым блоком. Многих николаевских пожарных в конце 80-х откомандировали в Чернобыль. Среди них был и старшина ПГПЧ-2 по охране Ленинского района Александр Савченко.

Александр Владимирович - коренной николаевец. В пожарной охране он с 1977 года. Много лет боролся с огнем в Ленинском районе, затем четыре года был начальником лучшей пожарной части города - ПГПЧ-16 по охране Центрального района. Год назад полковник Александр Савченко ушел на пенсию. Однако с делом всей жизни не расстался - сейчас командует отделением Николаевского военизированного горно-спасательного отряда (бывший «МАРС»), которое охраняет НГЗ.

- Новость об аварии на Чернобыльской АЭС воспринял не очень серьезно, - рассказывает Александр Савченко. - Ведь официальная пропаганда уверяла, мол, месяц-два, и все наладится. После катастрофы каждые полгода в Чернобыль направляли сводные отряды спасателей. В ноябре 1988 года в один из таких отрядов по разнарядке попал и я. Вместе со мной в Чернобыль отправились семеро николаевцев. Оттуда на автобусе ехали на станцию. Расстояние от города до АЭС 16 километров. Первые впечатления не лучшие: опустевшие деревни, вой собак, погода ужасная. Ехали в никуда… Потом правда, пообвыклись. Дежурили вахтенным методом - сутки через двое. Получали по тем временам неплохо - около пятисот рублей.

В одном из общежитий города-призрака 30-летний Александр Савченко жил вместе с товарищами до апреля 1989 года. Командовал отделением, охранявшим атомную станцию. К счастью, обошлось без серьезных ЧП. Дважды пришлось воевать с пожарами на близлежащих торфяниках. Потушить их практически невозможно, на ликвидацию каждого уходила неделя. А в последний день полугодичной миссии произошел немного курьезный случай. Поступил сигнал: пожар на АЭС! Возникло минутное замешательство: техника во всех отделениях вычищена до блеска, подготовлена к сдаче следующему отряду - кому ехать? Разобрались, подъехали к воротам станции, оказалось, тревога ложная. Отлегло.

- Дома оставались жена и двое маленьких сыновей. Но сомнений - ехать не ехать - не было. Тогда были коммунистическая партия, идейная подготовка. Может, в душе у кого-то и были колебания, но виду никто не подавал. Как отразилась командировка на состоянии здоровья? До и после Чернобыля проходил медицинскую комиссию - врачи сказали, что все в норме. Возможно, кое-что скрыли, но пока на здоровье не жалуюсь. А вот у некоторых николаевцев, которые вместе со мной побывали в Чернобыле, не все ладно. Один недавно умер.

Льгот у чернобыльцев сейчас почти никаких. Недавно государство расщедрилось на подачку в… 33 гривны. Было бы смешно, если бы не обидно. Но Александру Савченко некогда обижаться - у него есть любимая работа: оберегать родной город от огненной стихии.