Дети николаевских улиц

Этим летом только в Центральном районе города Николаева задержаны 62 подростка за различные правонарушения Собаки таскали по двору куски мяса. Оказалось - это все, что остало

Комментарии:

altЭтим летом только в Центральном районе города Николаева задержаны 62 подростка за различные правонарушения
Собаки таскали по двору куски мяса. Оказалось - это все, что осталось от первоклассника, которого разыскивали. Та страшная история произошла несколько лет назад в Центральном районе города Николаева. Но она еще долго будет шокировать

Этим летом только в Центральном районе города Николаева задержаны 62 подростка за различные правонарушения

altСобаки таскали по двору куски мяса. Оказалось - это все, что осталось от первоклассника, которого разыскивали. Та страшная история произошла несколько лет назад в Центральном районе города Николаева. Но она еще долго будет шокировать. В двенадцатилетней практике начальника криминальной милиции по делам несовершеннолетних Центрального района Оксаны Стос - это как раз тот случай, который не укладывается в голове, как у женщины, как у матери.

- Оксана Ивановна, неужели мать-убийца сама пришла в милицию и подала заявление о пропаже ребенка?

- Да. Этот случай меня потряс. Насторожило лишь то, что в глазах женщины, которая пришла заявить о пропаже сына-первоклассника, не было безысходности. Она приходила к нам не один раз. Нагло врала, что ходила по гадалкам, которые подсказали, где искать мальчика. Демонстрировала ложное беспокойство. Родила она несчастного малыша, чтобы удержать в браке второго мужа, который был гораздо моложе. В конце концов он ее все равно бросил. Ребенок стал для женщины обузой. Однажды она пьяная выскочила за сыном, который хотел пойти к однокласснице в гости. Кричала ему в след: «Иди домой». Мальчик не послушался. Женщина догнала его, затащила в подвал соседнего дома, задушила. Пыталась сжечь труп. Так и оставила его там в подвале. А на следующий день пришла к нам в милицию.

И еще один случай за годы работы меня ошеломил. В семье было четверо детей. Сожитель предупредил женщину, что останется с ней жить, если останутся только двое младших детей. Старшие ему мешали. Она их и убила.

- Оксана Ивановна, можно ли сказать, что последнее время дети чаще уходят из дома, из семьи?

- К сожалению, это так. На сегодняшний день за семь месяцев нынешнего года зарегистрировано только по Центральному району 49 обращений по факту пропажи детей. В этот же период прошлого года было меньше - 31 обращение.

- Почему это происходит?

- Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Ведь дети уходят не только из неблагополучных семей, где процветает пьянство, насилие. А и, на первый взгляд из совершенно нормальных семей, семей с достатком. Случаи разные. Сейчас пятеро подростков находятся в розыске. Эти дети ушли сами. Самое печальное, что подростки чувствуют, что они не нужны в семье, они лишние. И убегают из дома дети, которым по 11, 12 лет, чего не наблюдалось раньше. Многих мы находим и возвращаем в семьи, но они снова убегают. Им плохо в родном доме. А бывает, находим подростка, приводим домой и слышим от мамы: «Делайте с ним, что хотите, он мне не нужен».

Был случай, когда отец еще пытался бороться за своего сына. Матери старший сын не нужен. Родители переключили свое внимание на младшего ребенка. Старший предоставлен был сам себе. В очередной раз его вернули родителям. Но снова произошел конфликт. После очередной профилактической беседы мальчик идет к бабушке в гости и ворует у нее 700 гривен. Таким образом он пытается мстить родителям. А в приюте для несовершеннолетних его содержать нельзя по закону, он не сирота, родители не лишены родительских прав. Ломается жизнь подростка. И никому, кроме милиции, не интересна судьба мальчика.

- Оксана Ивановна, что предпринимает сегодня криминальная милиция?

- Сейчас проходит общегосударственная операция «Лето», направленная на профилактику детской преступности и безнадзорности. Проводим рейды, профилактические беседы. Но поставленные перед нами задачи выполнить сложно. Работаем чаще всего на энтузиазме. У нас нет транспорта. Организовать детей очень сложно. Чаще всего дети без дела слоняются дворами. У многих родителей не хватает денег отправить детей на оздоровление в санаторий или в пансионат. В основном подростки пропадают в компьютерных клубах. Причем, руководителям этих заведений совершенно не интересно, почему 9-летний или 11-летний подросток ночь проводит в клубе. Почему не ночует дома? А в это время родители приходят к нам и пишут заявления о пропаже детей. Другие предприниматели берут на работу подростков, не интересуясь ни возрастом детей, ни согласием родителей. Я не против того, чтобы ребенок подзаработал летом. Но нужен в этом цивилизованный подход, а не просто использование дешевой рабочей силы. Недавно пришли взволнованные родители, думали, что их мальчика похитили, написали заявление о пропаже. А подросток в это время уехал на побережье, устроился на работу администратором в компьютерный зал. Работодатель даже не поинтересовался, знают ли об этом его родители. Изменить ситуацию мы, сотрудники милиции, без поддержки местных властей, работодателей не в силах. Необходимо применять более жесткие меры, штрафные санкции, но это не в нашей компетенции.

За летний период 62 подростка задержаны в Центральном районе города Николаева за различные правонарушения: это и бродяжничество, попрошайничество, и мелкое хулиганство, пьянство.

На проспекте Ленина и улицы Дзержинского шестилетний мальчик просил деньги. Беседа с его мамой несколько шокировала нас. Она сама заставила мальчишку этим заниматься, считает, что он должен уметь заработать деньги на кусок хлеба. Попрошайничество на ее взгляд - это один из способов работы. «Он ведь не ворует! Просит, люди подают, мы за счет этого и живем. Зарабатывает по 30-40 гривен в день», - убеждена в своей правоте мамаша.

- Часто ли подростки совершают преступления?

- К сожалению, да. В криминальной милиции две формы учета детей. Это подростки, которые совершили эпизодические правонарушения, занимаются токсикоманией, употребляют разово наркотики или бродяжничают, попадаются на мелком хулиганстве. И на учете подростки, которые совершили преступления, которым предъявлено обвинение. Это - спецконтингент. Таких в нашем районе сегодня 37 подростков. В их числе и две девочки. Одна состоит на учете за кражу, другая за драку. Юные «амазонки» жестоко избили сверстницу.

- А что самое тревожное происходило в среде подростков этим летом?

- Процветало мошенничество. Пострадало немало девочек. Мошенники разрабатывали целые сценарии, рассказывали доверчивым николаевским подросткам, что в их дом занесена деньгами порча. И если судьба родителей, которые ссорятся, или жизнь и здоровье мамы, которая болеет, небезразличны, необходимо срочно избавляться от таких денег. Мошенницы, возможно, обладали гипнозом или же просто тонкие психологи. Но девочки им верили и попадались на эти уловки. Подростки выносили из дома крупные суммы денег для снятия порчи. Мошенницы вручали девочкам ритуальные ниточки, иголочки, которые нужно было втыкать в дерево. Пока ребенок старался выполнить ритуал, мошенницы, как правило, скрывались с добычей. В одном случае мошеннице девочка вынесла дипломат с крупной суммой денег. Родители копили на приобретение квартиры. Но в семье часто были конфликты, и девочка очень хотела помочь близким и родным людям. Согласилась снять порчу. В итоге этих историй ребенок - дважды потерпевший. С одной стороны, моральное разочарование, с другой - гнев и непонимание родителей.

- Оксана Ивановна, учитывая ваш многолетний опыт, что вы бы посоветовали сегодня николаевским родителям?

- Если ребенок оказывается на улице, он не только сам может совершить преступление, но и может стать его жертвой. Те подростки, которые оказываются в списке спецконтингента, чаще всего заканчивают свою жизнь на скамье подсудимых и в тюрьме. Не допускайте этого. Не оставляйте своих детей без внимания, любите их, попытайтесь понять.