Главная | Новости | Политика | Бизнес | Криминал | Спорт | Телепрограмма | Автосалон | Досуг | Знакомства | История | Архив | Форум |
[an error occurred while processing this directive]
Владимир Яловой: Киев начинает борьбу, от которой выиграют все общины

Спор, который разгорелся в последний месяц между киевской городской властью и министерством финансов

Украины, угрожает перерасти в настоящую войну, в которой по одну сторону баррикад - территориальные общины городов и поселков, а по другую - правительство. Похоже, что проблема хронической нехватки средств в карманах наших общин настолько заострилась, что не терпит "консервации" еще на один бюджетный год, считает председатель партии "Единство", заместитель киевского председателя Владимир Яловой.

- Владимир Борисович, в чем суть конфликта с тем миллиардным долгом?

- На протяжении многих лет Киев выступает как основной донор государственного бюджета, формируя около 25 процентов его прибылей - приблизительно 32 миллиарда гривен. Из этих средств в столице остается только 4,7 миллиарда.

Согласно постановлению Кабмина, последние четыре года действовала норма, соответственно которой дополнительные сверхплановые поступления налогов должны были остаться в городе Киеве в размере 100 процентов. Касалось это, кстати, и других общин.

Принимая бюджет 2005 года, Киевсовет учел такие поступления в затратной части бюджета города - город рассчитывал возвратить 972 миллиона гривен за 2004 год. Эти средства предполагалось направить на строительство метрополитена, жилья льготникам, реконструкцию дорог, на компенсацию проезда в транспорте и коммунальных услуг.

- Сталкиваются ли с аналогичной проблемой другие общины?

- Также определенные средства за минувший год не были перечислены общинам Полтавской, Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Черкасской, Херсонской, Черниговской... да практически всех областей.

- Но как дело дошло до суда?

- Время шло, а денег из бюджета никто не присылал. Более того, начались заявления членов правительства о том, что они не признают этого долга. Хотя долг подтвердило и Госказначейство, и бюджетный комитет Верховной Рады.

Киевская власть подала в суд, и он обязал министерство финансов выплатить столице все до копейки. Решение об этом было объявлено 7 октября.

Но, по словам министра финансов Виктора Пинзеника, выплатить долг невозможно.

Заявления господина Пинзеника не только безосновательные и популистские, а и опасные: это стремление противопоставить Украине общину Киева.

Но Киев никогда не тянул одеяло на себя. Например, только в Пенсионный фонд столица пересчитывает средства втрое больше, чем тратит сама. Остаток - две трети - идут пенсионерам других областей.

- Возможно, правительство опасается, что другие общины начнут брать пример со столицы и обращаться в суд?

- Возврат миллиардного долга в бюджет столицы создает прецедент. Другие общины внимательно следят за ситуацией, так как желание подать в суд на министерство финансов зреет у многих.

- Каких изменений в финансировании местного самоуправления вы ожидаете от бюджета-2006?

- Сейчас парламент приступает к утверждению государственного бюджета на 2006 год. Начиная с 2004 года, часть расходов местных бюджетов в сведенном бюджете Украины неуклонно падает. Она снизилась с 42,4% (2003 год) до 38,1% (2005 год). Что это означает на практике?

Нынешние местные бюджеты можно уже переименовать на "кассы выдачи зарплаты", так как на зарплаты бюджетникам направляется до 82 процентов средств.

Итак, только 18 процентов средств остается на развитие здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, коммунальной сферы - то есть, на выполнение всех тех функций, которые государство делегировало местным общинам.

Как регионы справляются с этими функциями, мы все видим: в больницу надо идти со своим бельем, продуктами и лекарством, дети в школах на уроках сидят в шубах, а троллейбусы не обновлялись чуть ли не с послевоенных времен.

Каждый год правительство недоплачивает регионам около 11 миллиардов гривен.

Существуют тысячи законов, актов, приказов, директив, которые определяют социальные стандарты, которых должна придерживаться местная власть. Однако на выполнение этих всех указаний средства не выделяются. Финансирование здравоохранения - в 2,5 раза меньше, чем необходимо, образования, культуры - вдвое.

Почему правительство не может честно выйти с предложением: мол, на данный момент мы не можем финансировать все потребности, поэтому из 7 тысяч правовых документов оставляем только те, на которые можем выделить средства?

Например, кому нужна больница, где 100 врачей и 100 медсестер не могут предоставить помощь? У нас больницы для содержания врачей или для спасения больных? Региональные общины уже были бы уже рады оставить в той больнице с десяток врачей, существенно повысить им зарплату, на остаток средств нагреть палаты и купить лекарства. Эффект для людей был бы больший. Однако центральная власть такого не разрешает.

- А люди спросят потом как раз с местных руководителей.

- Да, весь негатив, который накапливается у людей от посещения таких больниц, школ, жэков, выплескивается на местную власть. Но всегда ли можно с нее спросить? Невыполнение всех требований вызывает не только негодование граждан, но и становится замечательным инструментом для манипулирования: всегда можно привлечь к ответственности того или иного "неконтролируемого" местного голову.

Недавний Всеукраинский съезд депутатов местных советов принял резолюцию, в которой призывал правительство довести удельный вес местных бюджетов в сведенном бюджете Украины до 50%.

- Это только частично улучшит ситуацию или принципиально ее изменит?

- Как можно больше средств надо отдать общинам. Чем ниже уровень, на котором распределяются средства, тем выше контроль за использованием этих финансов и меньше злоупотреблений.

И самое главное - это усилить местное самоуправление, поставив его на один уровень с государственной властью. Именно за это выступает наша партия "Единство". Пока этого не произойдет, власть в стране будет оставаться малоэффективной.



   

 
Декабрь