23 октября
  • ПОДПИСКА НА НИКОЛАЕВСКИЕ НОВОСТИ
  • КОМПЛЕКТ
  • ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
  • ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ
  • СПОРТ
  • НЛО на Днепро-Бугском лимане напугал турок

    Почти полтора века назад на николаевской верфи построили необычной формы броненосец

    После поражения в Крымской войне царской России запретили строить корабли на Черном море. Но вход в Азовское море и Днепро-Бугский лиман все равно надо было как-то защищать, так что николаевские кораблестроители долго без дела не сидели.

    НЛО, или «поповка»

    В 1869 году на особом совещании из лиц военного и морского ведомств и министерства финансов приняли решение о постройке броненосных кораблей. Но военное министерство поставило три условия, которым должны были удовлетворять эти корабли. Они не должны были сидеть глубже 3,7-4,3 метра, броня должна быть толще, чем у иностранных броненосцев, иметь наибольший калибр крепостных орудий - не менее 11 дюймовых нарезных пушек.
    Крупная артиллерия и сильное бронирование могли быть установлены только на больших судах. И выхода, казалось, не было. Но контр-адмирал Попов предложил необычное решение - строить суда круглой формы, что при малой осадке позволяло нести самую толстую броню и артиллерию из орудий наибольшего калибра. Ну, такое себе морское НЛО. Однако тогда их окрестили весьма прозаично - «поповки» - в честь этого смекалистого морского офицера. Первую «поповку» - броненосец «Новгород» - построили в Петербурге, затем по частям перевезли в Николаев, где во временно устроенных мастерских собрали корабль и спустили на воду.

    Бронзовые винты и броня Николая Аркаса

    В сентябре 1873  года  в Николаеве был полностью построен броненосец «Киев». Название царскому окружению не понравилось, и его переименовали в «Вице-адмирал Попов».
    Все железо и большинство механизмов для этого НЛО были российскими. В Англии приобрели паровой брашпиль и пожарную помпу для обслуживания водоотливной системы непроницаемых отделений корабля. Ее предложил молоденький лейтенант Степан Макаров, ставший годы спустя знаменитым флотоводцем.
    Бронированную обшивку, которую в подводной части покрыли медными листами, предложил Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Николай Аркас.
    «Поповки» - единственные корабли в истории, имевшие сразу шесть гребных винтов. Причем, они были не чугунными, а бронзовыми.
    Но на броненосцах было много косяков. Хлипкими оказались станки для новых 40-тонных орудий. Первые же учебные стрельбы выявили их слабость. Вдобавок при выстрелах получали повреждения надстройки, а корпус испытывал сильные сотрясения.
    Недостатком было плохое следование заданному курсу из-за конструктивных особенностей винторулевых механизмов. Мало того, НЛО сильно захлестывали волны. Однако, по воспоминаниям офицеров, «умеренное волнение они переносили удовлетворительно».

    «Вице-адмирал Попов» в турок не стрелял

    Несуразные по форме корабли-поповки можно сравнить с не выстрелившей ни разу Царь-пушкой. Критики обвиняли морское министерство в выброшенных на ветер деньгах. Но изобретение сыграло свою неоценимую роль в военно-морской обороне Очакова в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
    Ноу-хау  использовали в системе активной обороны Одессы и Очакова, хотя по неприятелю эти НЛО так ни разу и не выстрелили. Тем не менее, из-за них турецкий флот не осмелился атаковать эти города, что благотворно сказалось на всем ходе военных действий. Очевидно, для турок дивные корабли на волнах Днепро-Бугского лимана показались дурным знамением.
    В 1892 году «Вице-адмирал Попов» и «Новгород» были причислены к броненосцам береговой обороны и прослужили до 1903 года. Затем их передали Николаевскому порту на длительное хранение и вскоре исключили из списков флота «по совершенной непригодности к дальнейшей службе».
    Перед Первой мировой корпус корабля пошел на металлолом.

      Просмотров:
      comments powered by HyperComments