85 лет назад в Николаеве построили миноносец «Бодрый», ставший кораблем-мишенью

Комментарии:

Николаевские исторические хроники

Кладбище кораблей

В прибрежных водах Кинбурна, Ягорлыка, Тендры, Березани, Очакова на дне морском покоится большое количество кораблей. И каждый - это целая история побед и поражений, величия и бесславия.
Дно у Северного Причерноморья становилось последним приютом еще для парусников, барражировавших у острова Буян в III-IV веках до нашей эры. Эта огромная акватория превратилась в такое себе кладбище кораблей ХХ столетия. Здесь погибли минный заградитель и баржи, торпедные катера и рыболовецкие сейнеры, миноносцы...

По проекту «мистралей»

Грустной оказалась и судьба эскадренного миноносца «Бодрый». В 1932 году спецкомиссия «Союзверфи» отправилась в Италию для изучения технико-тактических характеристик эсминцев типа «Мистрале» фирмы «Ансальдо». Они были взяты за основу для советских кораблей проекта №7. В 1934 году проект был утвержден Союзом Труда и Обороны СССР. Правда, конструкторы Ленинграда из ЦКБС-1 создали лишь жалкую копию «Мистралей». Конструкторские «косяки» были выявлены в ходе испытаний, а в годы Второй мировой войны они привели к фатальным последствиям.
Но в 30-х годах были лишь реляции - мол, ни по боевым характеристикам, ни по показателям стрельбы, ни по скорости хода, качеству энергетической установки и надежности эсминцы проекта №7 не уступали даже германским образцам. А главной заслугой обласканные Сталиным ленинградские конструкторы считали, что такая крупная серия кораблей была построена к началу войны с немцами.
Строить эсминцы поручили заводам имени А. Жданова, Балтийскому в Ленинграде и государственным заводам имени Марти и имени 61 коммунара в Николаеве.

Мощь «Бодрого»

Головным кораблем данного проекта стал эсминец «Бодрый», который строили на заводе имени 61 коммунара. Он был одним из первых 28 кораблей новой серии. Его масштабы впечатляли: водоизмещение 1715 тонн, длина 120 метров, мощность 56 тысяч лошадиных сил, скорость 38 узлов. На вооружении были четыре 130-мм орудия, два 76-мм орудия, три 45-мм орудия, четыре зенитных пулемета, 30 глубинных бомб, бомбомет, два торпедных аппарата.

Война

К началу мировой войны Черноморский     флот имел шесть «семерок», построенных на николаевских верфях. Воевали они недолго. В 1941-м затонул «Быстрый», в
1942-м - «Безупречный» и «Бдительный», в 1943-м - «Беспощадный». Прошли войну лишь «Бойкий» и «Бодрый». Этот эсминец участвовал в обороне Одессы и Севастополя, доставлял боеприпасы, конвоировал суда, обстреливал позиции гитлеровцев на суше, отражал воздушные атаки.  В годы войны «Бодрый» прошел 12120 миль, совершал рейсы по доставке боеприпасов и переброске войск в осажденный Севастополь. Произвел 72 зенитные стрельбы, 13 раз обстрелял береговые позиции противника, выпустив по неприятелю 3100 снарядов, поставил 50 мин. На его счету два сбитых и два поврежденных самолета Люфтваффе.
Самым тяжелым было 31 октября 1941 года. В районе Евпатории миноносец вступил в схватку с девятью «юнкерсами» и шестью «мессерами». Они сбросили на эсминец 36 бомб! Прямых попаданий не было, но осколки оставили в «Бодром» около двух тысяч пробоин! В бою четыре члена экипажа погибли, 49 - получили ранения.

Атака с воздуха

16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков атаковали эсминец. В корму «Бодрого» попали три бомбы.
Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля и спас его. Но ремонт силами слабо оборудованной базы в Поти затянулся на два с половиной года. Вернулся корабль в строй лишь 31 декабря 1944-го. К тому времени боевые действия на Черном море завершились.

Смерть на Тендре

С 1951-го по 1953-й корабль прошел капремонт, в 1956 году он был выведен из боевого состава и переформирован сначала в судно-цель ЦЛ-3, а в 1959 году в учебно-тренировочную станцию УТС-8.
В январе 1962 года превращен в плавучую мишень и вскоре посажен на прибрежную отмель у Тендровской косы. Там его последняя обитель.

Rambler's Top100