Первая советская крылатая ракета уничтожила крейсер, построенный в Николаеве

Комментарии:

Николаевские исторические хроники. Гибель «Красного Кавказа»

Бывший «Адмирал Лазарев»

105 лет - 5 мая 1916 года - назад на заводе «Руссуд» в Николаеве спустили на воду крейсер «Адмирал Лазарев». В январе 1918 года работы прекратили, хотя готовность его была 55 процентов. Шла Первая мировая война, и город переходил от одной власти к другой. Возобновили работы в 1924 году. Через два года корабль был переименован в «Красный Кавказ».
9 сентября 1930-го состоялся вторичный спуск на воду. 25 января 1932 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. «Красный Кавказ» представлял из себя модифицированный вариант легкого крейсера типа «Светлана». «Он стал последним из строившихся в царской России кораблей, достроенных уже при советской власти.

С десантниками на борту

Начало войны «Красный Кавказ» встретил в Севастополе. 29 декабря 1941 года «Красный Кавказ» принимал участие в высадке феодосийского десанта. Крейсер выдержал 14 атак. За время высадки и поддержки десантников экипаж израсходовал полтысячи снарядов.
4 января 1942-го крейсер доставил в Феодосию бригаду ПВО и там подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87.
Бомбы взрывались со всех сторон. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на пять метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах. Крейсер получил три пробоины.
26 марта в Поти крейсер стал на капитальный ремонт. А 3 апреля 1942 года приказом наркома ВМФ СССР ему присвоили звание гвардейского корабля.
В 1941-1943 годах крейсер совершил 64 боевых похода, отразил около двухсот воздушных атак.
После войны корабль перевели в категорию учебного, потом он служил в качестве условной мишени при испытаниях.

Мишень для Берии

Легкий артиллерийский крейсер «Красный Кавказ» в июне 1953 года служил мишенью во время испытаний противокорабельной ракеты воздушного базирования КС-1 «Комета» - прообраза современных крылатых ракет класса «воздух-море». Все это проходило в районе мыса Чауда под Феодосией  в обстановкие особой секретности.  
Работы над «самолетом-снарядом» начались еще после войны в Специальном бюро №1 НКВД. Аббревиатура учреждения СБ-1 случайным образом совпала с инициалами Сергея Берии, сына Лаврентия Берии.
23-летний Сергей Берия был назначен в бюро заместителем начальника, а пост руководителя и главного конструктора занял Павел Куксенко. Им предстояло создать «самолет-снаряд» на базе ракет 10Х и 14Х, разработанных в КБ Владимира Челомея.
В мае 1952-го Берия вместе с сыном руководил испытаниями «Кометы» на базе «атомного» 71-го полигона ВВС в районе Керчи (поселок Багерово). «Красный Кавказ» обстреливали «холостыми», без боевой части.
Самолетом-носителем был поршневой бомбардировщик Ту-4. К нему цепляли самолет-снаряд. Известно, что летчиком-испытателем на имитаторе снаряда был дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
В ходе заключительного эксперимента решили провести пуск снаряда с боевым зарядом. Это главное испытание между Керчью и Феодосией было намечено на ноябрь 1952 года.
Всю команду «Красного Кавказа» сняли, и на торпедных катерах отошла на безопасное расстояние, а сам безлюдный корабль продолжил движение на крейсероской скорости.   
Отделившаяся от носителя «Комета» должна была ударить по крейсеру «Красный Кавказ». Топить корабль никто не собирался, поэтому ракета имела боевую часть с инертным снаряжением. Но результаты стрельбы ошеломили всех. Двухтонный самолет-снаряд на околозвуковой скорости насквозь прошил борта крейсера. Последовавший взрыв боевой части разломил корабль пополам. Через 2-3 минуты после попадания «Кометы» корабль водоизмещением более семи тысяч тонн скрылся на пятидесятиметровой глубине...
В 1955 году гвардейский учебный корабль «Красный Кавказ» официально исключили из состава ВМФ СССР. Название «Красный Кавказ» передали большому противолодочному кораблю. Его спустили на воду в февраля 1966 года на заводе имени 61 коммунара...
А от того легендарного крейсера «Красный Кавказ» остались лишь якорь и звенья цепи. Они установлены на постаменте в оккупированной украинской Феодосии.