9 марта

Нам не нужны корабли вчерашнего дня, - контр-адмирал Жибарев о крейсере "Украина"

Комментарии: 2

Не достроенный в Николаеве корабль отправляют на металлолом

«Нам нужен «москитный флот»

Сказать, что Военно-Морские Силы понесут тяжелую утрату, отправив два морально и физически устаревших корабля в утиль, - наверное, нельзя. Нельзя вбухивать в ржавые корабли миллионы гривен каждый месяц. Нельзя называться морской державой и забыть о боевой единице (пусть и несостоявшейся) на 30 лет. Можно и нужно - думать о будущем, строить и реализовывать планы.

- По моему мнению, «Украина» и «Винница» - это корабли вчерашнего дня, и они не нужны нашей стране, - поделился с КП в Украине контр-адмирал Николай Жибарев. - Нашей стране нужнее так называемый «москитный флот» - флот небольших быстроходных и маневренных боевых кораблей. Я видел информацию, что министерство обороны Украины подписало договор с Турцией на строительство противолодочных корветов типа ADA. Это очень неплохой шаг!

Пока «москитный флот» еще только появляется, ВМС Украины имеют в своем составе более 50 боевых и десантных кораблей, катеров, вспомогательных и специальных судов. Флагманом флота является фрегат «Гетман Сагайдачный» 1993 года «рождения». Ежегодно на его обслуживание, ремонт и модернизацию выделяется до 100 миллионов гривен.

На Черноморском заводе дожидается строительства корвет «Владимир Великий», но дождется ли? Особенно в свете новой идеи «москитного флота», а также из-за неоднократных переносов сроков окончания строительства и срывов финансирования. Это неудивительно: смета строительства этого корабля зияет цифрами в миллиарды государственных гривен…

- В разговоре с экспертами судостроительства чаще обычного звучит такая мысль: надо строить не один корабль, а минимум пять-шесть, и еще три-четыре отдавать на экспорт. Один корабль строить нецелесообразно, он будет очень дорогим. А когда идет речь о строительстве серии в пять-семь кораблей, тогда можно говорить о какой-то рентабельности, - отмечает контр-адмирал. - Сейчас, как мне кажется, наше государство не может позволить себе строительство кораблей типа «Владимир Великий» или «Гетман Сагайдачный». Другое дело - скоростные, малоразмерные платформы, на которых будет размещено ракетное и артиллерийское оружие.

Защитить себя сможем

Может ли Украина на сегодняшний день противостоять нападению противника с воды? В министерстве обороны говорят: да, может. Адмирал Игорь Воронченко в интервью информагентству «АрміяInform» в ноябре прошлого года рассказал, что силы и способы для отражения морской десантной операции есть. Уже подготовлены системы освещения надводной и подводной обстановки, идентичные принятым в странах НАТО, например в Турции и Румынии. Завершается строительство наземного противокорабельного комплекса, который уже принят на вооружение. Разрабатывается защита портовой инфраструктуры, прибрежной зоны и лиманов.

- В наших реалиях создание «москитного флота» является правильным. Два патрульных катера типа «Айленд», полученных от США, планируется перевооружить современными боевыми модулями. В апреле ожидается прибытие еще двух «Айлендов» и в июне - еще одного. Чуть позже мы получим еще два катера такого типа. Таким образом, у нас будет полноценный дивизион патрульных катеров типа «Айленд», которые отлично зарекомендовали себя в береговой охране как скоростные и маневренные, - поделился Воронченко. - Также подписан меморандум с Великобританией, по одному из пунктов которого Украине выделяются средства - 1,25 миллиарда фунтов стерлингов.

Кроме строительства портов, предусмотрено производство серии из восьми британских ракетных катеров, шесть из которых будут строиться на наших корабельных предприятиях. Они скоростные, и есть возможность вооружить их самыми современными ракетами малого радиуса действия, которые считаются чуть ли не лучшим в мире противокорабельным оружием.

Хочешь быть морской державой - думай по-морскому

Когда говорят о ВМС, трудно удержаться от вопроса о подводных лодках. Но тут ситуация пока печальная.

- Есть такая фраза: «Подводники в Украине есть. Подводных лодок нет», - с горькой иронией говорит контр-адмирал Жибарев. - Построить подводную лодку - это еще не решение проблемы. Для нее нужен экипаж. Его надо где-то готовить. Для этого нужна материально-техническая база. А также базирование, обеспечение, регламентные и ремонтные работы. Мы пока с катерами не можем разобраться, до подводных лодок еще очередь не дошла...

Что мешает Украине, имея поддержку западных партнеров, быть по-настоящему морской державой? Николай Жибарев считает, что пока в нашей стране к Военно-Морским Силам отношение - как будто по остаточному принципу.

- Чтобы называться морской державой, мало иметь ВМС и гражданский флот. Надо еще иметь и систему базирования. И у руководства государства должно быть «морское» мышление. А у нас оно «сухопутное», в лучшем случае - «прибрежное». Нам легче построить танки, чем корабль. И поэтому нас пока не считают серьезными игроками на море…

Из истории вопроса

Крейсер «Украина» и корвет «Винница», похоже, доживают свои последние дни. Как сообщает «Український мілітарний портал» со ссылкой на свои источники в минобороны, печальная участь постигнет корвет «Винница», который в этом году отметил почтенный 45-летний юбилей. Возраст корабля и его техническое состояние не позволяют использовать его как полноценную единицу вооружения - у «Винницы» не работает большая часть систем и агрегатов, энергетическая установка пришла в негодность, корпус - в критическом состоянии. Его вообще должны были списать еще в 2013 году - помешала агрессия северного соседа в 2014 году, из-за чего корабль оставался в боевом составе украинского флота. С 2017 года корвет находится в плавучем доке судоверфи «Украина» (Одесса).

Корвет «Винница»

Водоизмещение 990 т

Длина 71,2 м

Ширина 10,1 м

Осадка 3,8 м

Скорость 35 узлов (максимальная)

Экипаж 79 человек.

Ракетный крейсер «Украина» был заложен в 1986 году и через шесть лет спущен на воду в состоянии 75-процентной готовности. К концу 90-х его достроили на

95 процентов, после чего стало понятно, что у государства нет ни сил, ни денег, ни желания достраивать «Украину». Сформированную команду корабля трижды собирали и распускали, а в начале 2000-х на строительстве крейсера была поставлена точка.

Все это время он стоял у причальной стены Николаевского судостроительного завода, государство в лице министерства обороны оплачивало его содержание в размере 15 миллионов гривен в год, но в 2014 году этот финансовый ручей иссяк окончательно. Крейсер превратился в гниющую груду металла, его устаревшее оборудование и вооружение ни имеют никакой ценности. Активисты из Николаева предлагали сделать из корабля военно-морской музей, приводили примеры, как это делается за границей, но музея не будет. В военных министерствах и ведомствах готовятся документы на окончательное списание судна, демилитаризацию и разделку его на металлолом.

Крейсер «Украина»

Водоизмещение 11500 т

Длина 186,4 м

Ширина 20,8 м

Осадка 8,4 м

Скорость хода 32 узла

Экипаж более 500 человек.

Дина ВИШНЕВСКИ, журналистка КП

    Просмотров:
    comments powered by HyperComments