1 декабря

Линкор «Три святителя»: броня английская, качество николаевское

На рубеже двух веков в родном Николаеве Ксаверий Ратник строил самый мощный в мире броненосец

В начале 90-х годов XIX века основу Черноморского флота составляли четыре барбетных броненосца типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать апостолов». При всей своей оригинальности, эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года в Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы. Он получил название «Три Святителя» в честь почитаемых в православии вселенских учителей - Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста.

На николаевской верфи
 Более прочная никелевая броня для корабля была заказана в Англии на заводе компании «Виккерс». А уже в ходе строительства 35-калиберные орудия главного калибра заменили новыми 40-калиберными.
Прекрасно показали себя и ходовые механизмы. Их тоже закупили в Туманном Альбионе. На испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16. В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец мог считаться мощнейшим кораблем не только Российского флота, но и мира.


Отголоски Цусимы и крейсер «Аврора»
Руководил строительством броненосца флотский конструктор Ксаверий Ратник. Личность в те годы весьма знаменитая, неординарная и неоднозначная. Он родился в 1852 году в дворянской семье в Николаеве и к 35 годам стал одной из ключевых фигур в кораблестроении.
Перед «Тремя Святителями» он отвечал за постройку броненосца «Двенадцать апостолов». Из Николаева его перевели в столицу империи Санкт-Петербург на повышение - руководить Балтийским заводом.
Там Ратник стал автором и исполнителем проекта строительства бронепалубного крейсера «Аврора», который превратился в символ канувшей в Лету коммунистической эпохи.
Но именно Ксаверия Ксавериевича попытались сделать козлом отпущения во время разборок после поражения в битве у японского острова Цусима. Мол, он автор и строитель основных военных кораблей. Не то и не так строил, вот и битву проиграли. Словом, в 1905 году Ратник был произведен в генерал-лейтенанты и назначен главным инспектором кораблестроения. Обидевшись на такое «повышение», он принял решение отойти от дел, и вскоре был уволен в отставку «по домашним обстоятельствам».


Погоня за своими
А линкор «Три Святителя» толком так  нигде и  не воевал. Разве что против своих. На стороне правительственных войск он усмирял восставший броненосец «Потемкин». А еще пострелял в сторону крейсера «Очаков» в ноябре 1905 года.
В Первую мировую войну в 1914-м  участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» у мыса Сарыч.
Во время большевистского переворота 1917 года корабль «Три Святителя» в Севастополе у причала Южной бухты разделил судьбу других линейных кораблей 2-й бригады: исключение из состава флота (март 1918 года), германскую и англо-французскую оккупацию (1918-1919 годы), подрыв цилиндров главных машин и других важных частей англичанами (апрель 1919 года) и, наконец, назначение к разборке на металл  (1923 год).
Так завершилась 30-летняя история шестого черноморского броненосного корабля - эскадренного броненосца - линейного корабля «Три Святителя», послужившего прототипом знаменитого «Князя Потемкина Таврического» и менее известных «Евстафия» и «Иоанна Златоуста».

    Просмотров:
    comments powered by HyperComments