Субмарина, построенная на николаевской верфи, вошла в историю Первой мировой войны

Комментарии:

Субмарина «Тюлень» - один из самых знаменитых кораблей, построенных в Николаеве. О его подвигах на Черном море ходили легенды.

Субмарина на Ингуле

Строительство «Тюленя» велось Николаевским отделением Балтийского завода. Оно расположилось на правом берегу реки Ингул выше понтонного моста. Место выбирал лично генерал-майор Иван Бубнов, создатель проекта «Тюленя» и большинства подводных лодок того времени.
Николаевское отделение было чисто судосборочным, поскольку все корпусные конструкции изготавливались головным предприятием в Санкт-Петербурге.
16 августа 1913 года в Николаеве состоялась церемония закладки субмарины, а 19 октября «Тюлень» был спущен на воду. Зимой 1914/1915 годов «Тюлень» прошел испытания и 19 марта 1915 года вошел в состав флота.
На лодке планировали установить немецкие дизели. Однако готовящаяся к войне Германия не была заинтересована в усилении флота потенциального противника. Естественно, дизелей не дала. Тогда было принято решение снять два главных двигателя с амурских канонерских лодок и переправить в Николаев.
Это снизило тактико-технические характеристики - мощность одного российского дизеля составляла 250 лошадиных сил вместо 1140 на немецком агрегате.  Упала надводная скорость - с 16 до 11 узлов. Зато увеличилась дальность плавания  до 2250 миль, а  сэкономленный вес от установки легких двигателей позволил вооружить лодку артиллерией.
Рабочая глубина погружения «Тюленя» составляла 45,5 м, максимально допустимая при сохранении прочности корпуса - 91 метр. На субмарине было установлено 12 торпедных аппаратов.  Экипаж «тюленя» - составялл 47 человек - четверо офицеров и 43 унтер-офицера и матроса.
Особенностью «Тюленя» был таранный форштевень. Предполагалось использовать его по прямому предназначению, когда уже нечем будет атаковать. И как ни парадоксально, в годы войны «Тюлень» топил суда противника именно с помощью тарана!

Первый бой

Для турецкого каботажного судоходства субмарина стала настоящим ужасом. Во время похода
12-19 июня 1915 года «Тюлень» отправил с помощью торпеды на дно свой первый транспорт - пароход «Эрдек», который перевозил 739 тонн угля. Это случилось у острова Кефкен. На следующий день там же был сожжен трехмачтовый барк «Таиф» с большой партией угля. 16 июня у мыса Шабли был обстрелян каботажный пароход, который выбросился на берег и был уничтожен артиллерийским огнем. 17 июня был  сожжен пароход «Гайрет», а 18-го у Кефкена были потоплены одновременно пять шхун. Таким образом, за этот сверхрезультативный поход «Тюлень» похоронил девять турецких кораблей!
Затем «Тюлень» обеспечивал переход линкора «Императрица Мария» из Николаева в Севастополь. Крейсируя у Босфора со стороны Румелийского берега, «Тюлень» отправил на дно еще пять грузовых парусников. В августе субмариной был атакован паром «Терраки», после чего он выбросился на берег. Турки сняли его впоследствии с мели, но не восстанавливали.
21 марта 1916 года после похода к берегам Болгарии «Тюлень» вернулся к Кефкену, где обнаружил флотилию турецких шхун. Подводная лодка устроила настоящее побоище, отправив на дно 11 шхун! Все они были потоплены артиллерийским огнем, а некоторые, подожженные, но не желающие тонуть - тараном!
Командовал в то время «Тюленем» 32-летний старший лейтенант Михаил Китицын из Чернигова.

Главная битва

В походе 24-30 сентября состоялся знаменитый бой «Тюленя» с вооруженным пароходом «Родосто» Это был самый крупный турецкий транспорт водоизмещением 6000 тонн.  Принявшие подводную лодку за миноносец комендоры «Родосто» стреляли выше цели. А на субмарине  в это время не было торпед, мало того, заканчивался артиллерийский боезапас. На все про все шесть снарядов.  И так уж случилось, что последним выстрел с расстояния трех кабельтовых решил все.
Разрывом снаряда перебило рулевое управление. «Родосто» стал неуправляемым, пожар принял угрожающие размеры. Первым за борт прыгнул капитан - турок. За ним - несколько немцев из состава экипажа.
Маленькая подводная лодка в артиллерийской дуэли одержала победу над вооруженным судном, в десять раз большим ее! Такого еще не было в истории флота!
А дальше  подводники совершили еще больший подвиг. Они высадили призовую команду на борт пылающего корабля. Она первым делом погасила пожар. Затем в течение двух часов умельцы умудрились починить  рулевое управление! И под крики «ура!» подводная лодка «Тюлень», и мощный военный транспорт «Родосто» начали движение в кильватерном строю в Севастополь.
Спасли и команду неприятеля. Поднятые из воды пленные затем дали ценную информацию о состоянии турецкого флота.

В плену у немцев

13 ноября 1916 года субмарина перешла в Николаев и встала на ремонт. А последний боевой поход «Тюленя» в годы Первой мировой войны прошел 20-24 сентября 1917 года.
Большевистский переворот положил конец выходам субмарины в море. Рассыпался отважный экипаж «Тюленя». В мае 1918 года вместе со всеми старыми и небоеспособными кораблями флота в Севастополе он был захвачен немцами. Это были уже осколки треснувшей Российской империи.

Капитан стал таксистом

В 1919-м года «Тюлень» поднял флаги Белого флота, который в августе форсировал Днепро-Бугский лиман. Подлодка направилась к родным николаевским берегам. А затем в ноябре 1920 года «Тюлень» взял курс на Константинополь, а затем - в Бизерту. Там, у турецкого берега, белогвардейские корабли ржавели до начала 1930-х годов, пока не были разобраны на металл. Так закончился боевой путь николаевской подводной лодки - рекордсмена по числу потопленных судов.
Ее первый командующий Михаил Китицын эмигрировал в США, где обыкновенным таксистом и топографом. Там и умер в 1961 году.