19 сентября

В первые месяцы в школах будет "корректирующее обучение" и жесткие карантинные требования

Комментарии: 2

Тест для образования: как начнется новый учебный год

В Кабмине разрешили школьникам и студентам пойти на учебу с 1 сентября.

В тех районах и городах, которых из-за плохих эпидемических показателей отнесут к красной зоне, дети будут временно учиться дистанционно. О том, как будет организован новый учебный год, пишет РБК-Украина.

Украинские ученики ушли на летние каникулы, так и не вернувшись за парты. Начиная с середины марта, когда школы и вузы закрыли свои двери на карантин, весь процесс обучения перешел в онлайн.

Дети осваивали новые способы выполнения домашних заданий с помощью компьютеров и гаджетов. Их родители – школьную программу, чтобы помогать своим чадам с учебой на дому.

Педагоги придумывали самые витиеватые методы, как оценить реальные знания своих учеников. Например, рассказ выученного материала через Zoom с завязанными глазами.

Хотя к таким ухищрениям прибегали далеко не все. Родительские интернет-сообщества пестрят жалобами о том, что их учителя с началом карантина попросту не выходят на связь. Да и не все родители держали на контроле учебу детей: кто-то из-за занятости, а кто-то просто махнул на это рукой.

Особые меры

В конце июля правительство продлило адаптивный карантин еще на месяц, но при этом пересмотрело его правила. Всю территорию страны каждую неделю будут делить на четыре зоны по нарастанию эпидемической опасности – зеленую, желтую, оранжевую и красную.

В первых трех ученики смогут ходить на занятия в школы и университеты. В регионах, районах и городах, попавших в красную зону, образовательные учреждения закрываются на двухнедельный карантин, а дети учатся дистанционно.

Для понимания: на этой неделе красным оказался только Кицманский район Черновицкой области. Тернополю и Луцку разрешили ослабить карантин, но на интерактивной карте Центра общественного здоровья эта информация все еще не отражена.

Те школы и вузы, которые вновь откроют свои двери с сентября, должны соблюдать рекомендации, утвержденные главным санитарным врачом Виктором Ляшко.

Из его постановления следует, что входить или передвигаться внутри образовательных учреждений можно только в масках или респираторах. Во время занятий они не обязательны. Об антисептиках, средствах гигиены для туалетов и масках для сотрудников должно позаботиться руководство учебных заведений.

Маски для персонала должны быть в таком количестве, чтобы их можно было менять каждые три часа. На входе всем учителям и остальным сотрудникам учреждения будут измерять температуру бесконтактным термометром. Если у человека температура выше 37,2 или есть признаки острого респираторного заболевания – на работу его не допустят.

На время эпидемии в правительстве советуют запретить родителям и всем посторонним заходить внутрь учебных помещений. Исключение – только для сопровождения детей с инвалидностью.

И Минздрав, и Минобразования призывают организовать как можно более гибкий график учебы, чтобы избежать скопления людей как на входе, так и внутри здания. Для этого следует запускать учащихся через разные входы. Или скорректировать расписание так, чтобы в разных классах или группах занятия начинались и заканчивались в разное время.

По этому поводу обеспокоились многие учителя: как бы им не пришлось работать в несколько смен. Раньше в Минздраве пояснили, что если учеба и будет по сменам, то максимум в две. Но составление оптимального расписания – прерогатива руководства школы или вуза.

Согласно рекомендациям правительства, дети должны по минимуму переходить из кабинета в кабинет. Поэтому в Кабмине советуют проводить все занятия в одном классе и обязательно проветривать его во время перерывов. Чтобы ученики как можно меньше пересекались между собой, на полу коридоров нужно обозначить разметку двустороннего движения. Часть уроков по возможности нужно проводить на открытом воздухе.

Непосредственно перед занятиями педагоги должны опросить учеников об их самочувствии. Если у кого-то из школьников или студентов обнаружат признаки острой респираторной болезни, его временно изолируют в отдельном помещении и сообщат об этом родителям.

По окончанию занятий в помещениях должны мыть и дезинфицировать поверхности – столы и стульчики, перила и дверные ручки.

Столовые и буфеты будут работать, но в особом режиме, без "шведских столов" и самообслуживания. Расстояния между столами должно быть не меньше полтора метра, допустимая рассадка – по четыре человека.

Если дети ездят на занятия школьным автобусом, то обязаны находится при этом в маске или респираторе. Как и сам водитель. В конце рабочей смены перевозчик должен дезинфицировать свой транспорт.

Кроме того, Министерство образования и науки советует школам увеличить расстояние между партами или проводить занятия в актовых залах. Детям, имеющим хронические болезни легких, расстройства иммунной системы или диабет, ведомство рекомендует продолжить обучение на экстернате или дистанционно.

От традиционных празднований первого звонка в МОН советуют школам воздержаться. Но сам формат будет определяться в каждом учебном заведении индивидуально.

Эти рекомендации выглядят вполне логично в условиях пандемии. Хотя вряд ли все учебные заведения на практике смогут выполнить условия Кабмина. Кому-то недостает финансового ресурса. К тому же заставить детей неуклонно следовать всем новым правилам – еще та задача.

Как выполнить требования

Рекомендации Минздрава и МОН устанавливают лишь рамочные правила для организации учебы в условиях карантина, говорит омбудсмен по образованию Сергей Горбачев. Но решать, как организовывать учебный процесс в каждом конкретном заведении должны только его руководитель и педагогический совет.

"У нас 16 тысяч школ и фактически каждая из них имеет свои отличия, возможности, условия и ограничения. В этом смысле любые рекомендации играют вспомогательную роль. И МОН, и местные органы власти понимают, что не может быть единых для всех правил организации учебного процесса", – пояснил РБК-Украина омбудсмен.

Он приводит пример: среди украинских школ есть большая неравномерность по такому показателю, как наполняемость классов. В крупных городах она зашкаливает, тогда как в целом по Украине средняя наполняемость составляет 18 учеников. Если в одном городе этот показатель составляет более 30 детей, то в других – меньше 10.

В таких условиях не все школы могут обеспечить дистанцию между учениками в кабинете. А потому учебные заведения должны исходить из своих возможностей и искать другие способы, как обезопасить учебу во время эпидемии.

Хромающая диджитализация

Организовать дистанционное и даже смешанное обучение в школе гораздо проблематичней. Столкнувшись с этим хаотичным опытом весной, многие родители и учителя волнуются, как бы в условиях вспышки коронавируса им не пришлось вновь вернуться к учебе на дому. Судя по тому, как развивается ситуация с эпидемией, их опасения не беспочвенны.

Из исследования, проведенного в начале июля Центром Разумкова и Фондом "Демократические инициативы", следует, что почти 50% респондентов против дистанционного обучения, которое было с марта по май.

Из главных проблем, на которые указали семьи – снижение успеваемости детей (26%) и недостаток внимания к ним со стороны учителей (22%). Примерно столько же родителей обратили внимание на плохую интернет-связь дома и нехватку или отсутствие необходимого оборудования для учебы онлайн.

В интернет-группах, например, в фейсбук-сообществе "Батьки SOS", список замечаний к дистанционной учебе намного шире. Во время карантина немало родителей делились на этой странице гневными постами о качестве и содержании уроков. Либо жаловались на учителей, которые ограничились тем, что просто пересылали домашние задания по Viber.

В пресс-службе МОН пояснили изданию, что то, как ученики усвоили материал при дистанционном обучении, будет ясно уже в новом учебном году.

"Именно в первые месяцы 2020 – 2021 учебного года в школах будет организовано так называемое "корректирующее обучение", во время которого учителя смогут выяснить освоение учениками того материал, который пришелся на карантин", – сказали РБК-Украина в пресс-службе ведомства.

Для многих учителей техническое обеспечение стало такой же проблемой, как для родителей и их детей. В некоторых семьях шла целая борьба за то, кто сможет воспользоваться компьютером. А ведь есть и такие, у которых и вовсе нет компьютера или доступа к интернету.

Но в целом страх родителей по отношению к удаленному обучению вполне понятен. За время карантина они открыли для себя многие "пробелы" в системе образования.

Так что и родителей, и детей, и педагогов ждет очень сложный учебный год из-за эпидемии.

Просмотров:
comments powered by HyperComments