21 сентября

От Ольвии остались руины храмов Аполлона, Зевса, а еще запах полыни

Участники программы «МандруйМиколаївщиною» отправились в обитель богов

Повествуя о туристических маршрутах программы «Мандруй- Миколаївщиною», как не вспомнить историко-археологический заповедник «Ольвия». Заместитель начальника управления молодежи и спорта Николаевской облгосадминистрации Виталий Сивак здесь был не раз. Но он и мы, журналисты, краеведы, каждый раз открываем здесь что-то новое.

Чаша Вселенной и врата в потусторонний мир

Не буду утомлять давно описанными в учебниках истории подробностями появления этого города на берегах Северного Причерноморья. Сухие даты и факты не дадут возможности  ощутить себя частичкой истории, напитаться духом античности, приоткрыть завесу тайны древней цивилизации.
Для этого нужно просто пройти по довольно широким улицам древней Ольвии, а воображение само нарисует картины мчащихся по ним колесниц воинов и юных гетер. Глядя на остатки керамической посуды, вы вдруг услышите голоса торговцев оливковым маслом и вином.
Рассматривая килик, почувствуете себя участником симпосия и ощутите вкус разбавленного водой густого, пьянящего вина. Такой сосуд есть  в экспозиции музея. Посмотрев на него вблизи, понимаешь, почему для греков был важен не только напиток, но и то, куда он наливался.
Была целая градация чаш, используемых по разным поводам, - килики, ритоны, скифосы, канфары, мастосы и котилы. Ученые обоснованно полагают, что в древних культурах чаша символизировала Вселенную и одновременно врата в потусторонний мир. А выпивание осмысливалось как акт особого единения с божеством.
Для греков важное значение имела мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Демокрита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Поэтому не пытайтесь представить себе «валяющегося» под оливой пьяного грека. Чувства меры греки придерживались как в винопитии, так и в своем отношении к жизни, к утехам, к собственности.

Богатство осуждалось

В то же время стремление к богатству осуждалось. Поэтому позволю себе предположить, что среди наших власть имущих потомков ольвийцев точно нет.
Умеренность наблюдается и в архитектуре города, греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека. Подтверждением тому является склеп знатных граждан Ольвии Еврисивия и Ареты.
Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания. В патриархальной Ольвии воспитанием сына до четырех лет занимались женщины. Но по достижении указанного возраста на смену материнской ласке и любви приходило спартанское воспитание юного отрока отцом, включавшее в себя два направления - «гимнастическое» и «мусическое».
Целью первого было физическое совершенство. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусства, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т. е. умение красиво говорить, вести диалог и спор.
До наших дней на территории Ольвии сохранились остатки гимнасии и хоры, где совершенствовали свои навыки граждане.

В поисках затерянного Храма Афродиты

Образ жизни ольвийцев определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе». «Истина» в их понимании приближалась к тому, что означают у современных людей слова «правда», «справедливость».
Ольвийская дорога ведет в храм. Видимо, утверждение «зачем нужна дорога, если она не ведет к храму» было знакомо и обитателям древнего города.
О том, каковы были в Ольвии храмы, сейчас известно по археологическим находкам и эпиграфическим памятникам. Обнаружены остатки двух храмов - Аполлона Дельфиния и Зевса. Найдено несколько сотен надписей, и среди них фрагменты беломраморных стел, некогда украшавших храмовую площадь. На них вырезаны законы, почетные декреты в честь граждан, оказавших особые услуги государству, и проксении - постановления о предоставлении гражданства, торговых и других привилегий иностранцам, чаще всего купцам, чья деятельность способствовала процветанию Ольвии. Стелы с надписями выставляли преимущественно около храма Аполлона Дельфиния. Каменный архив постоянно обновлялся новыми стелами, а старые плиты складывали во дворе святилища лицевой стороной вниз.
Судя по найденным посвящениям, был в Ольвии и храм богини Афродиты. Видимо, ничто человеческое грекам не было чуждо.
Здание святилища было обращено к морю, той самой стихии, из которой оплодотворенная звездным светом, по легендам, и появилась Афродита. В этом храме собирающаяся замуж девушка приносила в жертву богине любви свое целомудрие и в то же время переходила под ее защиту.
В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Греки были фаталистами и, скорее, верили в Рок и его необратимость, чем в кару Божью.
Греческая культура способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько самого человека. Именно в лице эллинов человек впервые осознал свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего».

Сорок минут и целая вечность

Всего 40 минут и входной билет  в «Ольвию» отделяют от вечного. Но почему-то с грустью думаю о том, как много артефактов, рассказывающих о жизни древних городов, выкопаны и проданы «черными археологами». Корень этой беды историки видят в частных коллекционерах, которые поддались моде на собирание древностей. Среди любителей старины засветились даже Виктор Ющенко и Сергей Тарута. Они выставляют свои уникальные коллекции напоказ. Во время выставки в Софии Киевской частной коллекции «Платар» атташе Франции, профессиональный археолог Оливье Гийом сказал, что ни в одной цивилизованной стране подобные выставки не были бы возможны. А сколько пересудов вызвала София Ротару, которая во время съемки клипа на песню «Одна калина» появилась на экране в золотом «Ожерелье с бабочками», принадлежавшем династии скифских царей I века до нашей эры...
Летом в Ольвии до головокружения пахнет полынь. Степь радует разнотравьем. Тихо катит волны Река времени, а древние курганы хранят пока еще не разгаданные тайны.

Просмотров:
comments powered by HyperComments