Кот наводил порядок в николаевской тюрьме

Комментарии:

Николаевские исторические хроники

Револьвер из бочки
Сводка агентурных материалов по Николаеву сообщала о деятельности социалистов-революционеров за период с 1 по 9 февраля 1908 года. Указывалось, в частности, что в «Театральной гостинице» проживает Давид Аронович Вишнепольский, который занимается доставкой газет. Он является эсером. Вишнепольский планирует поездку в Одессу, откуда должен прислать большое количество револьверов, которые будут упакованы в бочки под видом сельдей. На основе архивных данных писал николаевский краевед Вячеслав Чунихин.
Бунт Котовского
В 1907 году распоряжением Главной тюремной инспекции России в Николаеве была создана временная каторжная тюрьму №2, для чего было переоборудовано сооружение бывшего Николаевского штурманского училища на Лагерном поле. И менее чем через год тюрьма приняла знаменитого Григория Котовского, бандита, ставшего замнаркома по военным и морским делам СССР.
В марте 1908 года начальник Николаевского охранного отделения сообщал, что поступают агентурные сведения, суть которых в следующем: заключенные готовят бунт и побег. Во главе заговорщиков стоят арестанты «Фаня» - Афанасий Таран, «Тарс» - Вильгельм Мессерле, Андрей Луцкан и атаман разбойничьей шайки Котовский (Госархив Николаевской области, ф. 1817, оп. 2, д. 91, л. 4).
Котовского годом ранее за грабежи приговорили к 12 годам каторги, и свой длинный путь по тюрьмам Российской империи он начал в Николаеве. Сидел в одиночке. Его побаивались тюремное начальство и криминальные авторитеты. Он отменил так называемый налог «на камеру» в пользу тюремной уголовной верхушки.
В 1910 году Котовского отправили из Николаева в Смоленскую пересыльную тюрьму и дальше в Сибирь, в Нерчинские рудники, на каторжные работы.
В николаевских домах крыши протекали сто лет назад
27 июня 1917 года газета «Известия Николаевского совета рабочих и военных депутатов» писала, что ливни испортили крыши многих жилищ города, где ютится беднота. Комиссия инженеров обследовала квартиры. Многие хозяева сознательно не ремонтируют крыши, имея цель выжить квартирантов, а затем повысить цены. Общественный комитет обязал всех домовладельцев сделать ремонт квартир, испорченных дождями, причем осуществить его в кратчайший срок.
Эпидемия тифа
27 декабря 1918 года «Трудовая газета» отмечала, что среди медиков много больных сыпным тифом. От этой болезни умерли старший ординатор горбольницы Николаева Уваров и сестры милосердия Дюмина, Кошлакова, Эдельман. Заболели сыпным тифом еще пять врачей и несколько медсестер.  
Милиционеры из-за нищеты торговали своими портками
В сводке Николаевского окружного отделения ГПУ за период с 22 по 28 августа 1923 года указывалось, что настроение работников милиции неудовлетворительное. Всему виной материальные лишения. Были случаи, когда нужда заставляла милиционеров снимать с себя белье и нести его на продажу (Госархив Николаевской области, ф. 1, оп. 1, д. 6, л.л. 40-43).
Махновец-краснофлотец
Весной 1927 года политотдел Северо-западного района Черного моря информировал о ситуации на флоте. Указывалось, в частности, что один из краснофлотцев писал антисоветские изречения на журналах, которые находились в ленинском уголке. Он делал это в состоянии озлобления на всех окружающих.
А вот на крейсере «Червона Україна» хорошо зарекомендовал себя краснофлотец, служивший ранее у Махно. Он активно участвовал в политических занятиях.
Завод не платит деньги
Из выводов по обследованию Николаевской окружной парторганизации в 1926 году. Настроение рабочих характеризовалось как неудовлетворительное из-за систематической задержки зарплаты на заводе Андре Марти, где была сосредоточена основная масса пролетариев. Отрицательно сказалось на состоянии духа рабочих также массовое увольнение с этого предприятия (Госархив Николаевской области, ф. 1, оп. 1, д. 269, л. 1).  
Клеветала на Сталина и не заплатила за поросенка
23 августа 1945 года Лысогорский райком КП(б)У докладывал, что в колхоз имени Петровского возвратилась добровольно выехавшая в Германию при отступлении немцев гражданка А.
Перед отъездом она забрала у колхозников лучшие вещи, вела антисоветскую агитацию, клеветала на советский строй и товарища Сталина.
После возвращения гражданки А. одна колхозница потребовала у нее деньги за взятого поросенка. Но А. выгнала колхозницу с антисоветской бранью (Госархив Николаевской области, ф. 7, оп. 4, д. 179, л. л. 23-24).