Владислав Чайка: «Как коренной житель Николаева я не могу оставаться в стороне от проблем родного города!»

Владислав Чайка известен николаевцам своей благотворительностью, успешными бизнес-проектами.

Важно было бы узнать, что он думает о нынешних проблемах нашего города и страны, какие пути их решения. Об этом интервью «Николаевских новостей».
- Владислав Владимирович, карантин из-за пандемии коронавируса показал новые реалии жизни...
- Действительно, пандемия covid-19 обнажила проблемы, которые накапливались десятилетиями. Вся Украина и Николаев, в том числе, оказались не готовы адекватно реагировать на вызовы и угрозы такого масштаба. Вместо подготовки системы здравоохранения к сценариям и вызовам мы практически уничтожили медицину на низовом уровне. Несвоевременная медицинская реформа и халатность предыдущего правительства привели к тому, что под удар попали те, кто должен нас спасать.
На момент начала карантина врачи оказались беззащитны, в прямом смысле этого слова. Не было ни средств защиты, ни дезинфекторов, ни оборудования для лечения пациентов. С этим мы столкнулись, когда в середине марта наша общественная организация «Миколаїв - єдина родина» приехала в Николаевскую областную инфекционную больницу. Медики работали без элементарных средств защиты. Кроме того, полностью лишены внимания были те, кто, по идее, первый сталкивается с больными - врачи «скорой помощи».
Оказав одними из первых соответствующую помощь медперсоналу, мы поняли, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Уже не в первый раз волонтеры, общественные организации и бизнес реализовывают функции, которые должна выполнять власть. Благодаря усилиям небезразличных горожан и тяжелому труду медиков в Николаеве пока удается избежать сценария, который мы сейчас наблюдаем на Буковине. Отдельное спасибо нужно сказать сознательным николаевцам, которые соблюдают условия карантина. Каждый, кто носит маску и перчатки, находится в самоизоляции, соблюдает социальную дистанцию, вносит свой вклад в борьбу с коронавирусом. Но даже если сейчас вирус отступит, нам нельзя расслабляться. Мы и в будущем обязаны соблюдать меры предосторожности. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, осенью может ожидать вторая волна массовых заболеваний коронавирусом. Судя по всему, это наша новая реальность.
Система здравоохранения должна быть готова к возвращению в режим жесткого карантина. Сегодня самоуспокоение может оказаться для нас самым страшным врагом. Мы не можем позволить тешить себя иллюзией, что уже в безопасности.
Это абсолютно новый вирус, и иммунитет к нему есть у очень маленькой части населения. До того момента, когда будет создана вакцина, мы не можем говорить, что способны предупредить вторую волну эпидемии.
Вопрос не в том, придет ли вторая волна коронавируса, а в том, сможем ли мы к ней подготовиться. Усвоим ли мы главные сегодняшние уроки и сможем ли воспользоваться перерывом между вспышками, чтобы подготовиться к новой волне, в том числе и к наихудшему сценарию.
Вторая волна эпидемии коронавирусной болезни в Украине и мире может случиться осенью, и есть риски, что она будет тяжелее первой. Вторая волна, по опыту прошлых эпидемий, была всегда тяжелее. Так было при испанском гриппе, при гриппе H1N1. Правда, коронавирусная инфекция - немного другое. Тем не менее, риски есть, и нам нужно быть готовыми к осени.
При этом самые оптимистические прогнозы по изготовлению вакцины - середина зимы. То есть мир может ждать еще два-три месяца пандемии. При неблагоприятном сценарии второй карантин может затянуться на несколько месяцев.
 - Кроме второй волны коронавируса, нас еще ожидает, по заявлениям МВФ, экономический кризис. На ваш взгляд, он затронет Николаев, и насколько это серьезно?
- Мир меняется у нас на глазах. Важно понимать - жизнь не будет прежней. Поэтому нам в городе уже сейчас нужно готовить к этому коммунальные предприятия, создать своего рода стабилизационный фонд городского бюджета. Для этого необходимо рачительно использовать каждую бюджетную копейку и искать дополнительные источники наполнения городской казны.
Карантин полностью поменял привычный для нас уклад жизни. Социально-экономические последствия пандемии мы наблюдаем уже сейчас. Из просто бедной страны мы постепенно превращаемся в нищую. Первым, кто пострадал от введенных ограничений, стал малый и средний бизнес. А именно этот сегмент создает большую часть рабочих мест в нашем городе. Как следствие - массовая безработица и социальная апатия.
Сейчас люди теряют рабочие места и источники дохода. А плюс еще сотни тысяч наших «заробитчан», которые вернулись в Украину, оставшись без работы в Европе. Украина - это не США и не Германия. У нас нет запаса прочности и той финансовой подушки, которая позволила бы сгладить негативные последствия эпидемии. Поэтому необходимо не тратить деньги городского бюджета, разбрасывая их на проекты, которые сейчас не ко времени, а стараться рационально использовать каждую копейку, понимая, что перспективы не радужные. Правительственные меры по уменьшению негативного эффекта на экономику больше напоминают латание дыр вместо внятного плана развития страны в новых экономических реалиях.
 - Так есть ли у нас выход из кризиса, и если да, то какой?
 - На мой взгляд, эффективным выходом могут стать инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, в частности транспортно-логистические. Сейчас иностранные инвесторы будут искать новые рынки. Украина при правильном подходе имеет все шансы стать новой «инвестиционной Меккой». Нам нужна ревитализация города. Термин «ревитализация» происходит от латинского «re» - возобновление и «vita» - жизнь, дословно: «возвращение жизни». Это именно то, что нам сейчас необходимо. Ведь после любого упадка обязательно приходит подъем. После завершения пандемии коронавируса и открытия границ Украина должна более активно использовать свой географический потенциал.
На примере Николаева приведу аргументы, как такое возможно. Уже много лет одной из проблем города является отсутствие нового моста через Южный Буг. Николаев долго искал инвестора для реализации этого проекта. Благодаря моим усилиям и при поддержке общественности удалось возродить переговоры об этом «забытом» проекте. Оказалось, что если постараться, всегда можно найти тех, кто готов вкладывать в нашу страну деньги. После успешно проведенных переговоров с японской стороной вопрос сдвинулся с мертвой точки.
Но тут, как обычно, в дело вступила отечественная бюрократическая машина. Понадобились масса согласований на региональном и центральном уровнях. Если бы городская власть была более инициативной, то работы могли бы начаться намного раньше.
Наконец, после вмешательства министра инфраструктуры Владислава Криклия мы вышли на финишную прямую. 13 мая будут оглашены результаты тендера на внесение изменений и разработку дополнений в технико-экономическое обоснование проекта. Этот тендер станет проверкой на прозрачность и честность намерений нашей власти. Если удастся избежать привычных коррупционных схем, то это послужит мощным сигналом для инвесторов. Это будет означать, что в Николаев можно без риска вкладывать деньги.
Казалось бы, ну что такое еще один мост в городе и причем здесь экономика?! Многие об этом не задумываются, но только представьте, какой негативный экономический эффект дает потерянное время, проведенное в пробках, сколько дополнительного топлива сжигается из-за заторов, насколько больше выбрасывается выхлопных газов, вредных для здоровья. И это уже не говоря о разбитых дорогах, которые каждый год латают, тратя миллионы бюджетных средств, которые можно было бы направить на что-то полезное для горожан.
Новый мост - это не только улучшение транспортной инфраструктуры города, но и тысячи новых рабочих мест для николаевцев. Строительство дорог и мостов - это проверенный мировым опытом толчок к экономическому развитию регионов и государств. В Украине средняя зарплата в дорожном строительстве около 16500 гривен. Одно рабочее место в этой отрасли дает до семи рабочих мест на смежных рынках.
Я глубоко убежден, что индустриальный и логистический потенциал Николаева велик. И от того, как мы сможем им распорядиться, зависит наше с вами будущее. Считаю, что начало работ по строительству моста станет первым шагом на пути возрождения нашего города.
Сейчас действительно появилась возможность наконец-то построить мостовой переход. Есть поддержка проекта на самом высшем государственном уровне. Вопросом моста в Николаеве занимаются Президент Владимир Зеленский и правительство. Если наши городские власти не верят в возможность реализации проекта в ближайшее время и не занимаются продвижением строительства, - значит за дело должны взяться небезразличные к этой теме общественные деятели.
Без активных действий, без веры в успешную реализацию проекта мост точно не удастся построить. Со стороны городских властей не наблюдается желания добиваться результата. А, как говорят, без труда не вытянешь и рыбку из пруда, а в нашем случае не построишь мост через реку. Если не работать, не бороться за проект, то и результата не будет. Поэтому я взял на себя инициативу в вопросе строительства моста. «Моя хата з краю» - не тот принцип, по которому я живу. Моя позиция следующая - «надо брать и делать». Прогресс, развитие всегда происходят благодаря инициативным людям. Я не могу оставаться в стороне и спокойно наблюдать за упущенными возможностями.
Еще мой отец Владимир Чайка начал заниматься вопросом постройки моста, поскольку это один из важнейших инфраструктурных объектов для города. Новый мост - это не только комфортное передвижение для жителей и гостей Николаева, но и очень важный фактор влияния на экономику города. Эффект от появления нового моста комплексный. Это комфорт проживания и передвижения, развитие экономики города, состояние окружающей среды, воздух, которым мы дышим. Если нет современных мостов, дороги в плохом состоянии, то нет и условий для развития экономики города. Мы должны конкурировать с Херсоном, Одессой и т. д. Чтобы новые предприятия открывались не в других городах, а у нас. Не стоит забывать, что мы портовый город и вопросы логистики очень важны. Качественная инфраструктура в Николаеве - это дополнительные деньги для экономики города, то есть деньги для его жителей.
Проект важен не только для Николаева, но и для всей страны. Мосты нашего города соединяют юг Украины с другими регионами. Более того, это проект не только всеукраинского, но и международного масштаба, ведь Николаев входит в группу городов-портов стран Черноморского бассейна.