«Вылечат всех»: второй этап медреформы и какие ждут изменения с 1 апреля

Комментарии:

Мы на пороге второго этапа медицинской реформы, стартовавшей в 2018 году.

Идейным вдохновителем изменений в нашей медицине стала тогда и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, пишет AIF.ua С тех пор власть сменилась, правительство новое, как и профильный министр. Но от намеченного плана реформы мы не отступаем. Что ждет нас на втором этапе реформирования?

Узкий профиль

 Второй этап реформы здравоохранения стартует меньше, чем через месяц, 1 апреля. Может быть, кто-то воспримет это как первоапрельскую шутку - но нет, все серьезно.
«Каждый украинец с 1 апреля сможет получить гарантированную медицинскую помощь в рамках базового пакета медицинских услуг, - объясняет замминистра здравоохранения Дмитрий Луфер. - Для этого у него должна быть подписана декларация с семейным врачом, терапевтом или педиатром. И направление от врача первичного звена на консультации узких специалистов, амбулаторные обследования, госпитализацию, услуги медицинской реабилитации и паллиативной помощи».
Благодаря реформе вторичного звена, продолжает он, руководители учреждений получат большие полномочия. Создаются госпитальные советы, которые разрабатывают мастер-планы своих медицинских мощностей. Они формируют маршруты пациентов, в которые могут входить не только опорные больницы, но и любые другие, имеющие медицинскую лицензию и соответствующие требованиям. По договоренности с Укравтодором, строительство и ремонт дорог к больницам будет в приоритете. Важно, чтобы «скорая помощь» могла оперативно добраться к больному и, если надо, быстро доставить его в больницу.
К слову, реформа касается не только узкопрофильной медицинской помощи, но и высокоспециализированной. По словам и. о. председателя Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Оксаны Мовчан, уже получены заявки 80 процентов специализированных медучреждений. Предполагается, что второй этап реформирования поможет решить проблему высокого процента смертности украинцев, поскольку для многих из нас медуслуги оказались не по карману. Но сейчас-то их будет обеспечивать государство.
«Всего есть 27 пакетов, по которым можно выбрать около полутора тысяч специализированных медицинских учреждений. Именно пациент с его потребностями и интересами должен быть в центре системы здравоохранения. Новые правила будут касаться не только медицинских работников, руководителей больниц, но и пациентов, - заявила директор департамента коммуникаций НСЗУ Татьяна Бойко. - Трансформация системы происходит в интересах пациента».
По ее словам, каждый украинец, подписавший декларацию с семейным врачом (терапевтом, педиатром), сможет свободно выбирать любого специалиста на всех уровнях оказания медицинских услуг, а также свободно выбирать больницу. Больше не будет привязки ни к прописке, ни к конкретному медучреждению. Главное, чтобы больница, которую выберет пациент, имела контракт с НСЗУ.
Однако в том случае, когда вы захотите пойти на прием к узкопрофильному специалисту без направления семейного врача или вы вообще не подписали с доктором первичного звена декларацию, то за этот прием придется заплатить самому. Но без направления и бесплатно можно будет в экстренных случаях обращаться к акушеру-гинекологу, стоматологу, педиатру, психиатру, наркологу. Всем без исключения бесплатно эти специалисты предоставят экстренную медпомощь во всех больницах.
Нужно запомнить, что направление к специалисту и медкарта пациента будут электронными. На телефон пациента, которого семейный врач направляет на консультацию к узкому специалисту, придет соответствующий код. Для пациентов в возрасте, которым непросто пользоваться телефоном, код могут распечатать. И тогда пациент приходит, например, к хирургу - и называет ему свой код. По этому коду доктор входит в электронную карту и видит, с какими проблемами к нему направил пациента семейный врач.
Важно также знать, что требования купить лекарства или заплатить за исследования или обследования и т. д. - незаконны. Согласно условиям второго этапа медреформы, каждая медуслуга оплачивается НСЗУ по определенному тарифу. Среди этих тарифов нет медпрепаратов, но это не значит, что больные сами должны их покупать. Лекарствами будут обеспечивать медучреждения по отдельной государственной программе.

У каждого четвертого не было денег на лечение

Стали известны результаты ежегодного исследования «Индекс здоровья украинцев в 2019 году». Самые шокирующие данные  свидетельствуют о том, что 27 процентов украинцев отказались от лечения из-за нехватки денег, а 11 процентов - по этой же причине не смогли попасть в стационар.
Индекс здоровья, который в 2019-м в Украине составил 63,5 балла, учитывает несколько важных составляющих: удовлетворенность медицинской помощью, расходы на помощь и лекарства, вакцинация детей, знание симптомов инсульта, самооценка состояния здоровья и наличие избыточного веса или ожирения. Оказалось, что 73 процента граждан довольны своим участковым терапевтом или семейным врачом, но только
52 процента опрошенных поставили хорошую оценку стационарному лечению. Последний показатель имеет четкую тенденцию к снижению: 2018 год - 56%, 2017-й - 57%, 2016-й - 58%.
В среднем за последний месяц украинцы истратили на лекарства 704 гривны. За год эта сумма выросла на 134 гривны. В то же время постепенно уменьшается количество родителей, которые отказываются от прививок для своих детей. В 2019 году только 18 процентов опрошенных людей, имеющих детей, избегали вакцинации.
63 процента украинцев проходили профилактические медосмотры в течение последних 12 месяцев, 68 процентов знают симптомы инсульта, каждый второй опрошенный оценивает свое состояние здоровья как хорошее или очень хорошее, 46 процентов не имеют избыточного веса или ожирения.
Кстати, в прошлогоднем рейтинге здоровья ВОЗ Украина заняла 93-е место. Рейтинг учитывал продолжительность жизни, доступ населения к чистой воде, курение, ожирение, риск смерти от передозировки наркотиков и другие факторы. Первое место в рейтинге принадлежит Испании. За ней следуют Италия, Исландия, Япония, Швейцария, Швеция, Австралия, Сингапур, Норвегия и Израиль.

Пакеты без гарантий

Как показал первый этап медреформы (реформирование первичного звена), эта идея - правильная. Ведь в такой системе семейный врач заинтересован в здоровом пациенте: болен или здоров пациент, на финансирование семейного врача не влияет, но нагрузки - меньше. В рамках медреформы все делалось для того, чтобы у врачей первичного звена выросла зарплата, чтобы у них был стимул хорошо обслуживать определенное количество населения. Что же получилось на практике?
«Врачи помоложе и поактивнее начали отделяться от центров первичной медицинской и санитарной помощи (ЦПМСП - бывшие поликлиники), создавать «фопы» и становиться частными предпринимателями, - говорит глава правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко. - Они не зависят от главврача, сейчас - директора неприбыльного коммунального предприятия и огромной надстройки, которые обычно были и остались в поликлиниках - администрация, бухгалтерия, сторожа, хозяйственная часть и т. д. Там - тьма наслоений. И все живут фактически за деньги, выделяющиеся, собственно, на врачей, с которыми люди подписывают декларации. Но врачи этих денег не видят. С ними ЦПМСП подписывают контракт или коллективный договор, и врач получает довольно-таки скромную зарплату».
Понятно, что врачи в возрасте вряд ли захотят выдвигать какие-то требования администрации, создавать «фопы» и отделяться в семейные амбулатории. Конечно, со временем «все посчитают и оптимизируют». Возможно, следует вмешаться чиновникам местного самоуправления - для более рационального расходования средств первичной помощи Центрами ПМСП.
Второй этап реформирования, по его словам, коснется узкопрофильных специалистов и высокоспециализированной помощи. Идея там заложена хорошая - дать возможность людям получить гарантированный пакет медуслуг. Но второй этап реформирования, к сожалению, ресурсами не обеспечен. На 2020 год в бюджете страны на специализированную и высокоспециализированную помощь предусмотрено 44,4 миллиарда гривен, а только за три квартала 2019 года население из своего кармана на здравоохранение потратило 120 миллиардов гривен. В прошлом году государство за бюджетные деньги фактически только содержало больницы - люди лечились за свои средства.
«Если прикинуть, то этих 44,4 миллиарда гривен в 2020 году с трудом хватит на функционирование существующих учреждений здравоохранения, - говорит глава организации потребителей медуслуг. - А на эти деньги нужно еще и предоставлять гарантированный пакет медицинской помощи. Поэтому сейчас по всей стране врачи второго и третьего уровней получают уведомления об изменениях трудовых отношений в худшую сторону. Государством определен перечень так называемых опорных больниц, которые, по всей видимости, только в районах и останутся (около 220 по всей Украине). Пилотный проект в Полтавской области показал, что выживут больницы в крупных городах, областные, крупные городские больницы и отдельные районные. Можно предположить, что из 1800 ныне существующих стационаров останутся 300-400 работающих лечебных учреждений. Хватит ли средств на задекларированный гарантированный пакет медицинских услуг в таком случае? Думаю, нет. На мой взгляд, при таком финансировании и предполагаемой системе здравоохранения государство не в состоянии обеспечить пакет гарантий. Таким образом, фактически сокращаются социальные обязательства государства перед гражданами».

Каких «сюрпризов» ждем?

Многие считают - и медики, и не медики, - что тарифы на медуслуги, которые государство планирует выплачивать медучреждениям за лечение украинцев, - сильно занижены. Врачи в соцсетях возмущаются, негодуют, но что они могут изменить? На массовые акции протестов вряд ли пойдут. Но перспективы (притом, что прием у узкого специалиста будет оплачиваться по тарифу менее 50 гривен), мягко говоря, пугающие. Медики останутся практически без зарплаты. Смогут ли вылечить всех нас оставшиеся в строю доктора с мизерными зарплатами?
Кстати, накануне нового этапа реформы, когда нам обещают все услуги сделать бесплатными, резонно возникает вопрос: а разве сейчас официально наша медицина не бесплатная? На этот вопрос нам никто не смог ответить - ни чиновники, ни эксперты. А все потому, что она де-юре - бесплатная, а де-факто - очень даже платная. То есть реально - платная: за счет так называемых благотворительных взносов, которые у нас вымогают, и за счет «гонораров», которые вытягивают из нас некоторые медики. И даже, как оказалось в ходе следствия в Национальном институте рака, особо «одаренные» умудрялись залезать в карман к тяжелобольным людям, продавая им медикаменты, приобретенные за счет государства, и услуги, за которые те не должны были платить.
Но вернемся к реформе. Большинство экспертов считают, что запланированные низкие тарифы - это не результат каких-то неправильных расчетов.
«Такие тарифы получились потому, что исходили из имеющейся суммы, то есть пошли от обратного, - говорит председатель Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина Очеретенко. - Как будет разрешаться ситуация, не знаю, но что-то же должны придумать, чтобы сохранить систему здравоохранения. Она у нас, правда, доведена до такого состояния, что и сохранять нечего. Но как-то надо исправлять и изменять ситуацию. И то, что хотят восстановить санэпидслужбу, считаю очень правильным шагом».

Алина Ветрова,
 Ирина Ванда,
Александр Будовой,
журналисты