В 1907-м на Соборной в Николаеве слушали пушки крейсера «Кагул»

Комментарии:

В ушедших столетиях новогодние и рождественские праздники были темой публикаций в николаевской прессе.

Газета «Южанин» 12 января 1899 года описала костюмированный бал, состоявшийся в Николаеве. Внимание привлекла грациозная дама, носившая костюм «Клоунша» - на нем были изображены цирковые атрибуты. «Клоунша» получила первый дамский приз - жемчужное ожерелье с бриллиантами. Второй приз достался за костюм «По теории Дарвина». Это одеяние изображало полудаму-полуобезьяну, его носительница была награждена брошью с драгоценными камнями.
Среди мужских костюмов обратили на себя внимание такие, что отражали местную тематику. Например, человек с фонарем на голове и подбитым глазом - назывался этот наряд «Наше освещение». А носитель большого самовара воплощал идеал трезвости. Автор заметки о маскараде носил звучный псевдоним Граф Калиостро.
1 января 1907 года в Николаеве было организовано грандиозное зрелище для народа - военный парад на Соборной площади. А крейсер «Кагул» в честь Нового года произвел орудийный салют - 21 выстрел.
...Часть горожан в морозную погоду любили согреться в ресторане, где можно было проводить время в приятной беседе за обильным столом. А что подавали в таких заведениях? Вот выдержки из меню ресторана Петербургской гостиницы на пересечении Соборной и Потемкинской улиц: борщ гвардейский - 20 копеек, царские котлеты с горошком - 40 копеек, судак орли под соусом тартар - 35 копеек, беф по-гусарски - 30 копеек.
Популярностью пользовались эстрадные представления. Артисты стремились поразить экзотическими номерами. В театре «Иллюзион» выступал «Квартет сибирских бродяг» в эпатажных костюмах и гриме. А в оперетте «Король веселится» исполнен «танец апашей» - танец проститутки и сутенера.
...Мировая война, революция, разруха и голод изменили жизнь николаевцев в худшую сторону. Но любые, самые скромные, развлечения они воспринимали с радостью. Сто лет назад, в феврале 1920 года, для рабочих устраивались митинги-концерты.
С наступлением нэпа развлечения приобрели широкий размах. Проводились ледяные карнавалы, собиравшие сотни участников - горожане катались на коньках, устраивались хоккейные матчи. Работали кинотеатры, организовывались концерты, балы. Вот объявление, опубликованное в газете «Красный Николаев» от 10 января 1924 года. Речь идет о проведении грандиозного вечера с двумя оркестрами и танцами до утра. Вниманию публики, кроме этого, предлагалась оперетта «Сильва», а затем концерт-кабаре «Не рыдай!». В программе концерта была сценка «Дайте мужа мне!», миниатюра «Сплетни города», выступления, балеты, исполнение блатных песен.
Возвращаться с таких мероприятий было рискованно. В городе действовали налетчики. 3 января 1924 года в «Красном Николаеве» опубликована статья, в которой автор Ф. Жмых писал: «С наступлением темноты Николаев превращается в форменную Махновию». По городу бродят шайки громил, от 3 до 6 человек, и «раздевают».
Но страсть развлечений была сильнее страха: кино, рестораны, клубы нэповского Николаева ломились от публики, гулявшей до поздней ночи.